Получить заказы на производство компонентов для ветрогенераторов стало проще.


Share this post

Развитие современной возобновляемой энергетики стало возможным, благодаря существующей программе развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Основной механизм поддержки ВИЭ на оптовом рынке – конкурсный отбор, по итогам которого инвесторы заключают с государством договор на поставку мощности (ДПМ). Инвестиционный спрос на проекты строительства ветропарков высок. На данный момент сформировались два базовых рынка ВИЭ — рынок новой мощности объемом 750 млрд руб. и рынок высокотехнологичного машиностроения с инвестиционным потенциалом до 250 млрд руб. Совокупная прибавка отрасли к ВВП страны: от 0,1 до 0,5% в год. В целом, эксперты сходятся в оценке, что национальная программа развития возобновляемой энергетики выстроена грамотно. Именно благодаря программе в российском энергомашиностроении, композитной промышленности, кораблестроении и металообработке создается новая отрасль – производство компонентов для ветрогенераторов.

Из определенного законодательно обязательного уровня локализации в 65%, который должен соблюдаться уже с 2019 года, на долю производства компонентов приходится 44 %. Каждый компонент имеет свой “вес” в этой градации и соответственно, рыночную стоимость. Заказчиком компонентов выступает производитель ветрогенераторов, или вендор, которого законодательство обязывает “локализовать” производство ветрогенераторов, продаваемых в России инвесторам. Поэтому вендоры: Vestas, Siemens-Gamesa, Lagerwey (НоваВинд-Росатом) и  Фурлендер Виндтехнолоджи и обращаются к российским предприятиям с заказами на производство своих компонентов для ветрогенераторов. Стоимость каждого компонента в общей доле стоимости ветрогенератора показана на схеме, а количество каждого компонента, необходимое рынку, составляет от нескольких тысяч до сотен тысяч, учитывая, что российский ветроэнергетический рынок рынок признан экспертами самым перспективным в мире, карта проектов на ближайшие несколько лет насчитывает почти четыре десятка ветропарков общей мощностью до 3350 МВт, и подготовка проектов продолжается с расчетом на перспективу продолжения поддержки индустрии.

“Первой ласточкой” в этом процессе было пробное производство ступицы для ветрогенератора на Литейном заводе Петрозаводскмаша ГК Росатом еще в 2013 году. А строящееся сейчас в Ульяновске производство лопастей для ветрогенераторов Vestas – первым крупным проектом в этой сфере. Соглашение “Силовых Машин” с Роснано о создании производства башен в Таганроге и недавнее соглашение о создании предприятия «Роснано» и испанской Windar о создании производства башен для ветроустановок. В “реестре локализаторов” РАВИ уже есть несколько предприятий – локализаторов, но их недостаточно для своевременной поставки на рынок всех компонентов.

Процесс, как говорят “тронулся”, но на него влияет некоторая консервативность промышленных предприятий. Освоение новых продуктов требует времени, и как обнаружилось при более близком рассмотрении задачи, подавляющее большинство предприятий погружено в решение повседневных проблем “латания дыр” или ждет “манны небесной” в виде государственных заказов. А поставлять локализованные по самой высокой ставке ветрогенераторы необходимо уже с 2019 года. И для радикального решения задачи необходимо собрать в одном месте и вендоров и потенциальных производителей компонентов, среди которых могут стать большинство предприятий судостроительной, энергомашиностроительной, композитной и радиотехнической промышленности . С этой целью Министерство промышленности и торговли РФ поручило провести так называемый “День поставщика“, на котором 10-11 апреля в Сочи соберутся все вендоры, присутствующие на российском рынке и представители российских промышленных предприятий. Это редкая возможность встретиться с лицами, принимающими решения и договориться о сотрудничестве и выяснить свои возможности.


Share this post