РАВИ уверена, что поддержка государством запуска производства полностью импортозамещённых ветрогенераторов в России должна стать частью обновлённой Энергетической стратегии.
На прошедшей неделе Президент России Владимир Путин заявил, что горизонт планирования Энергетической стратегии РФ необходимо продлить до 2050 года. Утвердить документ планируется до 15 сентября. Российская Ассоциация Ветроиндустрии считает необходимым включить в комплекс ключевых мер, обеспечивающих решение задач развития российской возобновляемой энергетики, господдержку предприятий, которые в сжатые сроки займутся производством отечественных ветроэнергетических установок.
В условиях создавшейся политико-экономической ситуации России необходимо развивать свою ветроэнергетическую отрасль, но сделать это без создания собственных производств ВЭУ мультимегаваттного класса невозможно. К сожалению, мы упустили возможности, предоставленные нам предыдущими кризисами, но сейчас повторять ошибки недопустимо. Следует преодолеть зависимость от импортных технологий: кооперироваться с компаниями дружественных государств или находить любые другие легальные способы получения технической документации с целью освоения производства ВЭУ в России за 1,5–2 года в железе.
В качестве совершенствования механизмов стимулирования развития возобновляемой энергетики на среднесрочную и долгосрочную перспективу российским предприятиям, готовым поддержать отечественную возобновляемую энергетику, для реализации программ по импортозамещению необходимо предоставить субсидии на модернизацию производства. Снижение стоимости производства компонентов ВЭУ и формирование адекватной стоимости производства ветрогенераторов может быть обеспечено за счёт увеличения объёмов и создания конкуренции на рынке.
Для стимулирования добровольного спроса на электрическую энергию, выработанную на основе возобновляемых источников энергии, и целью повышения конкурентоспособности генерирующих объектов возобновляемой энергетики РАВИ также предлагает освободить объекты ВИЭ от платы за подключение к электрическим сетям, а также от уплаты НДС на реализацию электроэнергии по прямым двусторонним договорам до достижения периода окупаемости.
Преодолению бюрократических и административных барьеров для возведения объектов ветрогенерации должно стать урегулирование земельного законодательства путём предоставления возможности строительства ветропарков на землях лесного фонда без перевода земель в категорию земель промышленности.
Напомним, что принятая на сегодня Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года при разработке опиралась на данные 2018 года. Согласно приведённым в Стратегии показателям, установленная мощность ВЭС в Единой энергетической системе России на тот момент составляла 0,184 ГВт. Благодаря механизму государственной поддержки, позволившей привлечь в отрасль инвестиции, за несколько лет российская ветроэнергетика выросла более чем в 10 раз, и сейчас суммарная мощность работающих в России ВЭС превышает 2 ГВт.
В качестве основной проблемы использования ВИЭ в России существующая Энергетическая стратегия называет недостаточную экономическую конкурентоспособность ВИЭ-генерации по отношению к иным технологиям производства электрической энергии. Между тем, ситуация стремительно меняется, и результаты конкурсных отборов по программе ДПМ ВИЭ 2.0, прошедших в 2021 году, показали, что ветрогенерация максимально близко подошла к достижению сетевого паритета с традиционными источниками энергии. Кроме того, у ветропарков есть одно существенное преимущество – ввиду того, что в составе стоимости их электроэнергии нет волатильной топливной составляющей, а влияние стоимости обслуживания на стоимость энергии невелико, они могут фиксировать стоимость электроэнергии для потребителя на длительный период – более 10–15 лет.
Фото: Автокран Тюмень (Член РАВИ)