Европейские группы энергокомпаний Vattenfall и EDF обнародовали планы по созданию новых крупных наземных ветроэнергетических проектов в Великобритании, на которых будут эксплуатироваться новейшие ветроустановки мощностью до 6 МВт, что особо значимо для рынка, остающегося закрытым для государственных тендеров.
В шведской компании Vattenfall заявили, что её энергопроект «Clashindarroch 2» в шотландском округе Абердиншир рассчитан на использование ветрогенераторов мощностью до 6 МВт каждый с максимальной высотой в верхней части лопасти ВЭУ (англ. tip height) 180 метров.
Проект представляет собой укрупнение на 77 МВт уже действующего проекта мощностью 37 МВт. По словам представителей компании, после консультаций с местными жителями планируется подача заявки на производство строительных работ в правительство Шотландии. Решение о том, кто станет поставщиком ветроустановок для энергопроекта, будет, как заявил представитель, принято позже. Он также отметил, что проект «призван обеспечить потребителей в Великобритании доступной электрической энергией, полученной из возобновляемых источников».
Кроме этого, в компании EDF Renewables заявили, что на её проекте «Garn Fach», в случае, если ничто не помешает его реализации на площадке возле г. Ньютаун округа Центральный Уэльс (Newtown, Mid Wales), будет использоваться около 22 ветрогенераторов мощностью 5 МВт.
Представители французского девелопера заявили: «Наземная ветроэнергетика на сегодняшний день является одной из самых выгодных отраслей возобновляемой и низкоуглеродной энергетики, и проект Garn Fach» будет разработан без необходимости привлечения государственного субсидирования».
Представитель EDF Renewables сообщил издательству Recharge, что ещё слишком рано говорить о том, станут ли коммерческие сделки на приобретение мощности входить в т.н. офтейк договоры (англ.: off-take contract; прим.: соглашение о продаже или закупке товара, который ещё не изготовлен), и даже какая организация будет поставлять ветрогенераторы.
Внедрение больших по размеру наземных ветроустановок последнего поколения (мощностью от 5 МВт и выше) рассматривается в настоящее время, как основной способ оградить конкурентоспособные проекты наземной ветроэнергетики от тендеров по контрактам на разницу (CfD), которые являются основным механизмом поддержки возобновляемой энергетики в Великобритании, и нет никаких признаков того, что новое консервативное правительство захочет внести изменения в этот политический курс.
Лучшие проекты наземной ветроэнергетики в широком понимании считаются конкурентоспособными на британском оптовом рынке электроэнергии: цены составляют около 40 фунтов стерлингов/МВт∙ч (52 доллара/МВт∙ч). Эти энергопроекты хорошо подходят для заключения коммерческих сделок на приобретение мощности, особенно если на них возможно использование новейших, наиболее мощных ветроустановок или производится их техническое переоснащение; хотя габариты таких ветрогенераторов часто являются причиной их несоответствия нормам, регулирующим планирование строительства.
Автономные правительства Шотландии и Уэльса одинаково благосклонно расположены к возобновляемой энергетике, а ветровые ресурсы в отдалённых областях этих регионов оцениваются не иначе как хорошие, и потому им прочат обойти своего южного соседа по королевству – Англию – по масштабам освоения собственного наземного ветроэнергетического потенциала.
Но обозреватели отрасли предупреждают, что те энергопроекты, которые будут работать вне предсказуемой системы, предлагаемой механизмом CfD, столкнутся с дополнительными препятствиями.
Тим Диксон (Tim Dixon), руководитель отдела оптового рынка в организации Cornwall Insight, специализирующейся на исследованиях в области энергетики, поделился с Recharge: «Если EDF сможет показать, что такое финансовое участие жизнеспособно без дотаций, это поможет проложить путь для других подобных инвестиций, которые будут сделаны в будущем другими компаниями.
Однако главный вопрос для любого инвестора – это то, как заставить подобные бездотационные проекты гарантированно приносить прибыль, когда полагаешься при получении дохода на такую непостоянную вещь, как оптовый рынок. У предприятий наземной ветроэнергетики, работающих без привлечения субсидий, всё равно остаётся достаточно проблем, а те проекты, которые до сих пор разрабатывались без господдержки, зачастую обладают характерной для данных конкретных площадок спецификой, которая и помогает им оставаться на плаву».
Рис Вин Джонс (Rhys Wyn Jones), глава отраслевой группы RenewableUK Cymru, считает, что забота о судьбе сектора наземной ветроэнергетики не может полностью отдаваться на откуп самому сектору, коль скоро Великобритания стремится снизить к 2050 г. выбросы углекислого газа в атмосферу до нуля.
«Перед нами открываются новые рыночные возможности для продвижения наземных ветроэнергетических проектов совершенно различного масштаба, но для достижения целей по снижению выбросов при наименьших затратах, необходимо, чтобы новое правительство Великобритании разработало энергетическую стратегию с оглядкой на поддержку наземной ветроэнергетики.
Новые проекты должны иметь возможность конкурировать за получение государственных контрактов на производство электроэнергии, и кроме того нам необходимо пересмотреть нормы строительного планирования с тем, чтобы сделать возможным использование новейших технологий и замену устаревшего ветроэнергетического оборудования на новейшие образцы.
Правительству Уэльса также предстоит приложить все усилия к тому, чтобы система планирования, которая лежит в основе разработки более масштабных проектов возобновляемой энергетики, отвечала потребностям нового десятилетия».
Наземная ветроэнергетика Соединённого королевства при мощности в 13,6 ГВт находится в глубокой тени своего морского собрата: шельфовая ветроэнергетика объявлена в качестве первоосновы стратегии отраслевой политики Туманного Альбиона в отношении ветроэнергетики в целом, и целевым показателем установленной мощности для неё являются 40 ГВт.
В прошлом году ветровая энергия стала вторым по объёму источником генерации в Великобритании после природного газа, как говорится в анализе, проведённом экспертной организацией по климату «Carbon Brief». В этом анализе также был отмечен общий спад темпов роста низкоуглеродной энергетики – куда входит и атомная – в 2019 г., а кроме того указано, что для того, чтобы стране удалось обеспечить выполнение амбициозных планов к заявленному 2050 году, потребуется больше ветро- и солнцеэнергетических объектов, размещённых на суше.
Источник: www.rechargenews.com