Развитие современной возобновляемой энергетики стало возможным, благодаря существующей программе развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Основной механизм поддержки ВИЭ на оптовом рынке – конкурсный отбор, по итогам которого инвесторы заключают с государством договор на поставку мощности (ДПМ). Инвестиционный спрос на проекты строительства ветропарков высок. На данный момент сформировались два базовых рынка ВИЭ — рынок новой мощности объемом 750 млрд руб. и рынок высокотехнологичного машиностроения с инвестиционным потенциалом до 250 млрд руб. Совокупная прибавка отрасли к ВВП страны: от 0,1 до 0,5% в год. В целом, эксперты сходятся в оценке, что национальная программа развития возобновляемой энергетики выстроена грамотно. Именно благодаря программе в российском энергомашиностроении, композитной промышленности, кораблестроении и металообработке создается новая отрасль – производство компонентов для ветрогенераторов.
Из определенного законодательно обязательного уровня локализации в 65%, который должен соблюдаться уже с 2019 года, на долю производства компонентов приходится 44 %. Каждый компонент имеет свой “вес” в этой градации и соответственно, рыночную стоимость. Заказчиком компонентов выступает производитель ветрогенераторов, или вендор, которого законодательство обязывает “локализовать” производство ветрогенераторов, продаваемых в России инвесторам. Поэтому вендоры: Vestas, Siemens-Gamesa, Lagerwey (НоваВинд-Росатом) и Фурлендер Виндтехнолоджи и обращаются к российским предприятиям с заказами на производство своих компонентов для ветрогенераторов. Стоимость каждого компонента в общей доле стоимости ветрогенератора показана на схеме, а количество каждого компонента, необходимое рынку, составляет от нескольких тысяч до сотен тысяч, учитывая, что российский ветроэнергетический рынок рынок признан экспертами самым перспективным в мире, карта проектов на ближайшие несколько лет насчитывает почти четыре десятка ветропарков общей мощностью до 3350 МВт, и подготовка проектов продолжается с расчетом на перспективу продолжения поддержки индустрии.
“Первой ласточкой” в этом процессе было пробное производство ступицы для ветрогенератора на Литейном заводе Петрозаводскмаша ГК Росатом еще в 2013 году. А строящееся сейчас в Ульяновске производство лопастей для ветрогенераторов Vestas – первым крупным проектом в этой сфере. Соглашение “Силовых Машин” с Роснано о создании производства башен в Таганроге и недавнее соглашение о создании предприятия «Роснано» и испанской Windar о создании производства башен для ветроустановок. В “реестре локализаторов” РАВИ уже есть несколько предприятий – локализаторов, но их недостаточно для своевременной поставки на рынок всех компонентов.
Процесс, как говорят “тронулся”, но на него влияет некоторая консервативность промышленных предприятий. Освоение новых продуктов требует времени, и как обнаружилось при более близком рассмотрении задачи, подавляющее большинство предприятий погружено в решение повседневных проблем “латания дыр” или ждет “манны небесной” в виде государственных заказов. А поставлять локализованные по самой высокой ставке ветрогенераторы необходимо уже с 2019 года. И для радикального решения задачи необходимо собрать в одном месте и вендоров и потенциальных производителей компонентов, среди которых могут стать большинство предприятий судостроительной, энергомашиностроительной, композитной и радиотехнической промышленности . С этой целью Министерство промышленности и торговли РФ поручило провести так называемый “День поставщика“, на котором 10-11 апреля в Сочи соберутся все вендоры, присутствующие на российском рынке и представители российских промышленных предприятий. Это редкая возможность встретиться с лицами, принимающими решения и договориться о сотрудничестве и выяснить свои возможности.