СПИК 2.0 – работа над ошибками или продолжаем забег по граблям


Share this post
ВЭС

Минпромторг России объявил конкурс на заключение специнвестконтракта (СПИКа) на разработку технологии «суверенной ветроэнергетической установки». Эксперты считают, что СПИК 2.0 приведет не к созданию отечественной ВЭУ, а к монополизации рынка китайскими поставщиками.  

Видишь суслика? Нет. И я не вижу. А он есть

Минпромторг начал готовиться к объявлению СПИК для ветроэнергетики ещё весной прошлого года с формулировки требований к современной технологии «суверенной ВЭУ».  По неизвестной причине Минпромторг решил ограничить общественное обсуждение этой важнейшей для российской ветроэнергетики темы одним днем. После общественной огласки и публикаций СМИ, обсуждение продлили.  

О своей заинтересованности в создании отечественной ВЭУ летом 2023 года заявляли несколько участников рынка – “Форвард Энерго”, “Силовые Машины”, “НоваВинд”. Потенциальным участником конкурса могла стать компания Эн+, анонсировавшая масштабное строительство ветрогенерации на Дальнем Востоке.  СПИК 2.0 неоднократно анонсировал Михаил Кузнецов, директор Департамента машиностроения для ТЭК Минпромторга России. Ожидание прорыва в отрасли было создано, а вот реализация получилась странной.

7 мая 2024 года Минпромторг опубликовал Извещение о проведении открытого конкурса на заключение специнвестконтракта (СПИКа) на разработку технологии «суверенной ветроэнергетической установки» в информационной системе ГИСП.

Момент выбран удачно – смена правительства, новый министр энергетики, поэтому официальных новостей много. Объявления о проведении конкурсного отбора не публиковались в новостных разделах на сайте Минпромторга, ГИСП, извещения не направлялись ни в заинтересованные компании, ни в отраслевые Ассоциации (АРВЭ, РАВИ).

В повторении истории с формально открытым, а по сути, закрытым обсуждением, видится стратегия Минпромторга для ускоренного решения вопроса с предсказуемым итогом. Подсказка находится в самом Извещении, в котором впервые в истории проведения конкурсных отборов по СПИК 2.0 точно определено место расположения предполагаемого объекта, вплоть до конкретного здания и строения: производство суверенной ВЭУ должно находиться на земельных участках особой экономической зоны «Тольятти», расположенных по адресу: Самарская область, г.о. Тольятти, шоссе 2-е (ОЭЗ ППТ ТЕР), здание 3, строение 4.

В феврале 2024 года заказ на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Завод по производству компонентов ветроэнергетических установок» на территории ОЭЗ «Тольятти» разместила компания “Форвард Энерго” (ранее – Фортум). Учитывая, что конкурс на право заключения СПИК 2.0 допускает участие в нём единственной заявки, можно считать итоги «конкурса» предопределенными.

Ваши ожидания – ваши проблемы

В том, чтобы оказывать поддержку конкретному инвестпроекту нет ничего неправомерного. С 2022 года Правительство возобновило процедуру заключения СПИК 1.0, которая не предполагает конкуренции инвесторов и проведения конкурсного отбора. Инвестор может подавать заявку напрямую в Минпромторг и структурировать специнвестконтракт напрямую с регулятором. Однако для ветроэнергетики объективно существует потенциал, как конкуренции, так и кооперации участников рынка. Сам Минпромторг неоднократно настаивал на открытой конкурсной процедуре, не раз публично выступая «поборником» конкуренции.

Ожиданиями отрасли ради большого государственного дела можно было бы пренебречь, но выбор «победителя» вызывает вопросы. Предыдущая попытка компании “Форвард  Энерго” (тогда ещё Фортум) наладить производство локализованного оборудования в кооперации с датской Vestas закончилась уходом на фоне СВО промышленного партнера, судебными исками Минпромторга России и Ульяновской области, региона реализации проекта по производству лопастей.  Так и не выполнив обязательства по СПИК, инвестор расторг контракт с Правительством, уволив весь персонал завода.

При этом ветропарки “Форвард”, подтвердившие степень локализации на основании расторгнутого СПИКа, продолжают получать миллиарды рублей с потребителей энергорынка. Согласно правилам ДПМ ВИЭ более половины (65%) выручки энергообъекты получают за использование оборудования, подтвердившего статус «сделано в России». Аналитики называют объем платежей рынка по ДПМ ВИЭ порядка 1,7 трлн рублей для ДПМ ВИЭ 1.0 и 1,4 трлн рублей для ДПМ ВИЭ 2.0. Триллионы рублей уходят из российской экономики.

Осетрина второй свежести 

У СПИКа оказался короткий срок годности. С его помощью компании, честно выполняющие предписанную программу локализации, смогли создать новый бизнес. В солнечной энергетике есть хороший пример – компания “Юнигрин”, в ветроэнергетике – компания “Росатом”, которая создала свой замкнутый цикл производства ВЭУ.

Но момент прошел, СПИК 2.0, как осетрина второй свежести, создает условия для монополизации рынка китайским поставщиком. Вот только зачем это нужно и кому, ровно в тот момент, когда страны ЕС и США задумались о защите своих рынков именно от демпинга китайских поставщиков. США в 4 раза с 25% до 100  повышают пошлины на электромобили, экологически чистые энергетические технологии, компьютерные чипы и металлы, импортируемые из Китая. 

Локализация — термин для стран третьего мира

Наша общая беда в том, что в 90-е годы мы собрали экономику страны по западно-европейским лекалам и с тех пор работаем, в чьих угодно интересах, кроме своих! При заключении СПИК 1.0 получилось, что требованиям отбора соответствует компания, которая только собирается локализовывать оборудование. Среди требований не было обозначено главное: интеллектуальная собственность на полный комплект документов для производства ВЭУ.  Повторять подобные ошибки со СПИК 2.0 – это роскошь, которую не может позволить себе экономика страны в военное время.

Вероятность повторения истории с псевдолокализацией есть, ведь за нарушение механизма СПИК не предполагает строгих санкций. Ответственность инвестора ограничивается объемом полученных налоговых субсидий. Если инвестор не получал налоговых льгот в рамках СПИК, его ответственность нулевая.

Участники рынка и представители регулирующих органов не раз критиковали механизм СПИК 2.0, так как он позволяет продолжительное время завозить иностранное оборудование со статусом «сделано в России» и дает доступ ко всем тем преференциям, которые государство предоставляет для отечественных производителей. Таким образом, подобный подход к СПИК на корню губит зарождающуюся перспективную отрасль российского энергомашиностроения.


Share this post


One thought on “СПИК 2.0 – работа над ошибками или продолжаем забег по граблям

Comments are closed.