От Стратегии развития ВИЭ-генерации, систем хранения, электротранспорта и сопутствующей инфраструктуры к Федеральному проекту


Share this post
Спикер

23 апреля 2024 года в Санкт-Петербурге состоялась конференция BREAKBULK RUSSIA 2024. Игорь Брызгунов, заместитель Председателя Правления РАВИ, выступил в аналитической сессии «Перспективы рынка проектной логистики в России».

Докладчик рассказал о том, как Ассоциация прошла путь от ветроэнергетики к охвату всех видов ВИЭ-генерации, включая системы накопления, электротранспорт, зарядную инфраструктуру и т.д. В настоящий момент РАВИ параллельно работает над двумя документами: Стратегией развития ВИЭ-генерации и электротранспорта и Федеральным проектом развития ВИЭ-генерации и электротранспорта. Законодательная работа должна привести изменению всего ландшафта российских ВИЭ.

Основные тезисы доклада

РАВИ сейчас работает на два уровня выше, чем только ветроэнергетика. Во-первых, мы объединили «под своей крышей» все виды ВИЭ-генерации: кроме ветроэнергетики, мы теперь представляем солнечную энергетику, геоэнергетику, малые ГЭС, системы накопления, электротранспорт, зарядную инфраструктуру, биоэнергетику и т.д.

Во-вторых, мы вышли на законодательную работу по изменению всего ландшафта российской ВИЭ-генерации.  Сейчас идет работа над Федеральным проектом развития ВИЭ-генерации, систем накопления, электротранспорта и сопутствующей инфраструктуры.   

Изначальные предпосылки нашей работы заключаются в том, что

  1. Во-первых, ВИЭ-генерация должна развиваться как самостоятельная отрасль.

Мы рассчитываем, что наш Федеральный проект войдет в мегапроект «Атом и новые источники энергии», но при этом будет самостоятельной единицей. Целеполагание в нем тоже пропишут специалисты отрасли.

  1. Во-вторых, развитие ВИЭ должно идти на базе российского технологического суверенитета.

Тут думаю, ни у кого возражений не будет. Вам всем не все равно, будут по нашим дорогам ездить только китайские грузовики или будут и отечественные авто, спецтехника и т.д. Ветроэнергетикам нужна отечественная ветроустановка мульмегаваттного класса, которую можно установить в Арктике или в Якутии. 

Когда я говорю, что мы охватываем электротранспорт, то это означает, что в зоне внимания весь электротранспорт – и специализированные машины, и железнодорожный транспорт, и даже авиационный. Так что у нас с вами достаточно много поводов для объединения наших усилий.

Энергетика и транспорт – правая и левая рука любого государства для освоения новых территорий и развития имеющихся. Рассматривать их надо с точки зрения

  • экономики,
  • климата,
  • технологий,
  • пространства.

Тогда все составляющие энергетического перехода складывается воедино, и создают предпосылки для нового промышленного уклада нашей страны. Многие ученые-экономисты, называют нынешнюю ситуацию – промышленной революцией. Готов ними согласиться, ситуация изменилась кардинально.

Как сейчас идет пространственное развитие России? 

Наша страна сейчас развивает два новых международных транспортных коридора – Северный морской путь и коридор «Север – Юг», а еще проводит модернизацию БАМа, Транссиба, да и всего Восточного полигона. На всех этих территориях острая потребность в новых источниках энергии. 

Развитие Севморпути сталкивается с логистическими проблемами в Арктике, которые не решить без постоянного проживания людей на этих территориях. Сделать эту жизнь комфортной – задача, инструментом решения которой являются новые энергетические технологии. Как только появятся на Крайнем Севере дороги, свет, электричество, тепло и интернет, так возникнут и новые предприятия и города. Новая энергетика — это отличный способ быстро перенести «старые» деньги в новые технологии.

Возможно, в этом переносе капитала из одной технологической эпохи в другую и заключается интерес нефтегазовых компаний к ВИЭ. В новом прекрасном зеленом будущем они тоже хотят жить хорошо. Свидетельств не только повышенного интереса, но и практических действий лидеров рынка углеводородов множество. Норникель и “Иркутская нефтяная компания” идут в литиевые проекты. Лукойл приобрел ветроэнергетические активы ушедшей из России итальянской Энел.

Федеральный проект развития ВИЭ-генерации, систем накопления, электротранспорта и соответствующей инфраструктуры

Сейчас, в работе над Федеральным проектом развития ВИЭ-генерации и электротранспорта мы хотим создать не просто очередной документ, который не будет иметь под собой механизмов реализации, а создать практическое приложение того, что нужно сделать, чтобы эта работа осуществилась.

Работа на Федеральным проектом осуществляется в сжатые сроки, чтобы получить финансирование уже в следующем году.

Для создания Федерального проекта при Ассоциации создан Экспертный совет, два установочных заседания которого уже состоялись, уровень участников достаточно высок. В Экспертный Совет вошли представители подотраслей ВИЭ и смежных отраслей: солнечная, ветро- и гидроэнергетика, биоэнергетика, водородные технологии, производители зарядных устройств для электромобилей, горнодобывающие предприятия, производители сталей, ВУЗы, образовательные, научно-исследовательские и экологические организации. Предварительные этапы работы практически пройдены. Мы рассчитываем, что экспертное сообщество создаст грамотную нормативную базу, пользу от которой трудно переоценить. Ваш голос мы тоже хотели бы услышать.

Приглашаю вступать в РАВИ и принять участие в работе Экспертного Совета.

Экспертный совет РАВИ


Share this post


One thought on “От Стратегии развития ВИЭ-генерации, систем хранения, электротранспорта и сопутствующей инфраструктуры к Федеральному проекту

Comments are closed.