Владимир Алпатов: «Важно, чтобы рынок ветроиндустрии развивался»


Share this post

Команда РАВИ продолжает серию бесед с руководителями компаний–членов Российской Ассоциации Ветроиндустрии. Сегодня наш гость – Владимир Владимирович Алпатов, заместитель генерального директора ООО «РОСИЗОЛИТ», который считает, что Россия вполне способна занять место в авангарде мировой ветроиндустрии. Разговор о существующей повестке, технологии переработки лопастей и новых разработках для российско-китайских ветрогенераторов предлагаем вниманию читателей.

Владимир Владимирович, поделитесь: какие настроения в компании, как текущая повестка влияет на её работу?

– Настроения самые хорошие, позитивные. У текущей повестки, как оказалось, есть не только отрицательные, но и положительные стороны. Из отрицательных назову нарушение логистических цепочек, связанных с импортом тех материалов и комплектующих, которые мы использовали в производстве и поставляли нашим клиентам. Импорт пришлось налаживать заново. При этом положительным стало как раз то, что с тем же самым разрывом цепочек поставок, который коснулся не только нас, но и всей страны, и с уходом многих «иностранцев», многие отечественные компании стали обращаться в «РОСИЗОЛИТ», за продукцией нашего производства.

Какой продукт пользуется наибольшим спросом?

– Мы являемся производителем дюропластика – трудногорючего стеклопластика, представляющего собой отечественный аналог листового стеклопластика европейского производства. Последние пару лет мы продвигали его как импортозамещающий материал. Дюропластик используется в различных сферах промышленности: в энергетике, электрических машинах, в электроаппаратуре для электроизоляции, а также как конструкционный и отделочный материал. Сейчас достаточно крупные игроки российского рынка, ранее закупавшие «оригинал» в Европе, задумались о том, чтобы перейти на нашу продукцию. Интересуются возможностями её применения в качестве замены листовых стеклопластиков европейского производства, поставками в листах или в виде готовых деталей. Российские компании интересуются возможностями замены импортного стеклопластика на продукцию нашего производства, и здесь нам есть что предложить, кроме более низкой стоимости.

В чём преимущества продукта, предлагаемого «РОСИЗОЛИТ»?

– Отличительной особенностью нашего стеклопластика является его трудногорючесть. Кроме того, за счет уникальной технологии, похожей на технологию RTM, теперь существует возможность произвести готовые изделия целиком за один производственный цикл, минуя стадию полуфабриката – листа. Для традиционной технологии требуется изготовление препрега (SMC), который надо затем отпрессовать в лист-полуфабрикат, а в последующем еще и подвергнуть глубокой трудоемкой механической обработке. Таким образом теперь могут производится плоские и формованные изделия с заранее выбранными свойствами листового стеклопластика, например, корпусные элементы и комплектующие электрооборудования или конструктивные стеклопластиковые компоненты ветроэнергетических установок, такие как кожухи, обтекатели.

Сложно ли налаживать новые связи?

– Текущий кризис импорта и логистических цепочек побудил нас «повернуться лицом на восток». Сейчас мы активно налаживаем взаимодействие с Китаем по поставкам той продукции, которую раньше закупали в Европе. Нашли аналоги в Китае и в ближайшее время предложим своим клиентам поставки в Россию. В ответ на вопрос, насколько нам было сложно, поясню, что российских компаний, оказывающих услуги по поиску товаров из Китая и установлению контактов с поставщиками сейчас стало больше в разы. Через таких посредников мы быстро связались с теми, кто нам интересен. Кроме того, у нас в есть собственная служба внешнеэкономической деятельности, есть сотрудник со знанием китайского языка, поэтому мы напрямую сами стали обращаться на заводы. Благодаря нашим партнёрам на нас вышли китайские компании, которые оказывают логистические услуги и услуги по консолидации товаров с китайской стороны. У нас достаточно большой объем потребления, мы импортируем много сырья и готовых электроизоляционных материалов для российских компаний, поэтому китайские партнёры тоже заинтересованы в налаживании взаимоотношений с «РОСИЗОЛИТ».

В чём видите сейчас наибольшие проблемы для рынка стеклопластиковых материалов и каково, на ваш взгляд, оптимальное их решение?

– К сожалению, российский рынок производителей композитных материалов и производителей композитных компонентов пока в процессе своего развития. Связано это, в первую очередь, с тем, что очень большой объем материалов закупался в Европе и США. Понятно, что за три месяца ситуация измениться не могла. Тем не менее, через год-два мы сумеем обеспечить производство многих материалов, сырья и компонентов здесь, в России. Я уверен, что откроются заводы, которые будут это делать. А пока выход помогает найти Китай, где сосредоточены достаточно высокие производственные мощности многих мировых компаний.

В России есть предпосылки для того, чтобы появились те новые предприятия, о которых Вы говорите?

– Конечно, предпосылки есть. Кроме того, в России уже есть такие компании и производства, но пока они производят не те объёмы продукции, которых требует рынок. Это последствия политики, которая проводилась ранее. Мы в России считали: если деньги есть, нам проще купить, чем делать самостоятельно. Думали: зачем нам что-то изобретать и производить, если дружественная Европа нам всё продаёт, ведь в Австрии, Германии, Чехии столько этих заводов…

Сейчас, с изменением ситуации, российская промышленность, включая крупные энергетические холдинги, перестраивается на внутреннее обеспечение, переходит на производство сырья и электроизоляционных листовых стеклопластиковых материалов в России. Причём, когда мы предлагаем своим заказчикам поставки из дружественного Китая, они соглашаются, но рассматривают это как временное явление.

«РОСИЗОЛИТ» запускал программу разработки технологии для переработки лопастей ВЭУ. Есть ли успехи?

– Успехи есть. Ещё в декабре прошлого года на RAWI FORUM’2021 мы выступили с презентацией наших разработок в этой сфере. К тому моменту нами уже были проведены определённые опытные работы по рециклингу стеклопластиков. Следующий этап работ был проведён в партнёрстве с Vestas, которая любезно предоставила нам для исследований и испытаний реальную лопасть ветрогенератора. Результаты проведённых испытаний указывают на то, что мы движемся в правильном направлении. В ближайшее время мы рассчитываем познакомить отрасль с нашей разработкой по рециклингу лопастей.

Насколько глубокую переработку призвана обеспечить новая технология?

– Мы поставили перед собой задачу – получить в результате переработки лопасти сырьё, которое можно будет использовать для производства каких-то иных стеклопластиковых изделий. Конечно, не столь технически сложных как лопасть, но применимых в той же отрасли. В ветроустановке, как известно, используется достаточно большое количество стеклопластиковых материалов. Из них, например, делается кожух гондолы, ступицы, различные конструкционные и внутренние отделочные элементы. Для их изготовления вполне подойдет композитный материал, изготовленный на сырье, полученном в результате переработки отслужившей свой срок лопасти ВЭУ. Таким сырьем в результате рециклинга композитной лопасти будет очищенное и восстановленное стекловолокно.

В экономике замкнутого цикла, к которой стремятся лидеры ветроэнергетики, продуктами переработки лопасти должны стать материалы, из которых можно сделать новую лопасть. Почему сейчас не удаётся этого добиться?

– Существует много способов переработки, но технологии, которая позволяла бы из переработанной лопасти получать новую лопасть, на сегодня не существует. На западе эту проблему пытаются решить, изменяя состав самого композитного материала лопасти, а точнее связующего композитной матрицы – компаунда, входящего в состав лопасти. Лидирующие компании ветроиндустрии идут по пути применения в качестве связующих растворимых компаундов, которые расщепляются в среде органических растворителей, после чего связующее – так называемая «смола» – может быть повторно использована. Например, Siemens Gamesa изготовила таким способом 6 первых 81-метровых лопастей. Однако, предполагаю, что подобные смолы будут существенно увеличивать стоимость лопастей по сравнению с использованием обычных реактопластичных эпоксидных смол. Кроме того, такой подход все равно это не решит вопрос повторного использования остальных сырьевых элементов лопасти (бальза, стеклоткань, вспененные полимерные материалы) для производства новых лопастей.

С чем связан такой скепсис?

– Те, кто знаком с технологией изготовления лопастей, знают, что раскрой и укладка различных армирующих материалов, например, стеклоткани, ведётся с точностью до миллиметров и строго контролируется в процессе. Такие требования вызваны точным инженерным расчетом механических нагрузок, приходящихся на каждую область лопасти. Лопасть не содержит единого элемента армирования, там сотни разных по размеру и форме элементов, и их набор уникален для каждой отдельной лопасти. Сомневаюсь, что спустя 30 лет эксплуатации ВЭУ, когда технологии производства лопастей сильно продвинуться, а сам конструктив и форма лопасти тоже изменятся, какой-то производитель будет пытаться воспроизвести лопасть старой конструкции из набора лоскутов стеклотканей и других компонентов, неполностью очищенных от растворенного компаунда. Поэтому рециклинг лопастей замкнутого цикла на основе текущей сырьевой базы и реактопластичных связующих для воспроизводства новых лопастей нежизнеспособен. В этом и заключается основная сложность поиска универсального способа полного рециклинга лопастей.

Другое дело, что использование растворимого связующего может в будущем облегчить рециклинг лопастей открытого цикла, когда на основе очищенного от «смолы» сырья, в основном – стеклоткани, можно будет изготавливать другие композитные материалы и компоненты для ВЭУ. Пройдёт 20–30 лет, и такие лопасти будет проще и дешевле перерабатывать, в отличие от тех, которые эксплуатируются сегодня, и чья утилизация уже превратилась в серьёзную проблему.

Для России плюс в том, что у нас развитие ветроэнергетики началось недавно. С одной стороны, конечно, мы сейчас находимся в роли догоняющих, с другой – можем видеть ошибки, которые возникают у западных коллег, и учиться на них.

Какие материалы удаётся получить благодаря предлагаемой вами технологии переработки лопастей?

– Получение в результате рециклинга лопастей армирующих волокон является основной решаемой нами задачей. Это наиболее ценное сырье, поскольку в композитных материалах-реактопластах армирование стекловолокном составляет 60-70 процентов, а в лопастях – даже более. Мы уже говорили о том, что стеклопластиковая лопасть состоит из различных по типу стеклотканей и компаунда – связующего полимерной матрицы (на основе эпоксидной смолы). Сейчас мы работаем над технологией низкотемпературного управляемого пиролиза с технологическими особенностями процесса. Технология позволяет разложить стеклопластик на несколько составляющих.

Итак, во-первых, мы получаем стеклоткань. Да, она не соответствует изначальным физико-механическим параметрам, и её нельзя использовать для такой сложной и важной конструкции как лопасть. Но мы можем использовать ее для изготовления более простых изделий с восстановлением до 80% от первоначальных физико-механических характеристик стекловолокон. Этого вполне достаточно, например, для изготовления кожуха гондолы ВЭУ.

Во-вторых, в результате пиролиза на выходе мы получаем топливо, «нефть», которую можно использовать в качестве горючего в установках для отопления, по типу теплостанций, которые работают на отработанном масле.

В-третьих, из получаемой в процессе пиролиза синтетической нефти, которая подобна очищенной ископаемой нефти, мы надеемся выделить ароматические углеводороды –бензол и стирол – традиционно являющиеся промышленным сырьем всей органической химии.

«РОСИЗОЛИТ» присоединился к концерну «Архитекторы ветра Урала», который совместно с Татнефтью планирует локализовать в России производство китайских ВЭУ. Какова роль вашей компании в данном проекте?

– Нашим партнёром в этом проекте стала российско-китайская компания «Рэкоинвест» – флагман концерна «Архитекторы ветра Урала». В концерне принимает участие китайская Harbin Electric Corporation WindPower (HEWP), которая планирует локализовать в России производство китайских ветроустановок. Мы, в свою очередь, являемся технологическим партнёром китайской компании в части изготовления композитных компонентов ветроэнергетических установок, включая конструкционные, корпусные элементы и электроизоляционные комплектующие для электрического оборудования. У нас уже есть опыт в изготовлении подобной продукции для ВЭУ 2,5 МВт для компании «РЭДВИНД». Планируем участвовать и в локализации производства для этого нового масштабного проекта.

«Архитекторы ветра Урала» заявили о том, что лопасти, которые планируют производить в России для китайских ветрогенераторов, будут перерабатываемыми. Можете подробнее рассказать о данном проекте?

– Действительно, в проекте анонсировано использование лопастей, которые подвержены рециклингу. Более того, речь идет о рециклинге и всех остальных композитных компонентов ВЭУ, например, кожуха гондолы, обтекателя ступицы и иных менее габаритных компонентов. Их массовая доля так же существенна в составе ВЭУ 4,5 МВТ и достигает веса 5 тонн в одной установке. И те эксперименты, касающиеся переработки стеклопластиков, которые сегодня проводит «РОСИЗОЛИТ», связаны в том числе с этими намерениями. Заявленные перерабатываемые лопасти – это как раз та часть работы, которую сейчас проводит «РОСИЗОЛИТ» для обеспечения этого решения. Мы считаем, что Россия по своим технологиям должна соответствовать мировому уровню. Наш потенциал – не хуже и не меньше, чем у многих западных компаний. Если ещё на этапе проектирования новых ветроэнергетических установок будет заложена возможность их дальнейшей переработки, в том числе с использованием тех технологий, которые мы сейчас испытываем, то это станет серьезным достижением для российской ветроэнергетики. Миссия «РОСИЗОЛИТ» как участника консорциума также заключается в том, что мы берем на себя обязательство по возврату и переработке отработавших свой срок службы композитных компонентов ВЭУ.

Споры об актуальности возобновляемой энергетики для России продолжаются, но «РОСИЗОЛИТ», очевидно, от своих проектов в этой сфере не отказывается?

– Несмотря на то что наша страна обеспечена большим количеством ископаемых углеводородов, в ней всё равно остаются регионы, заинтересованные в развитии возобновляемой энергетики, и в первую очередь, ветроэнергетики. Важно, чтобы рынок ветроиндустрии продолжал развиваться несмотря на все сложности. При поддержке наших восточных партнёров мы вполне можем обеспечить это движение и быть в авангарде мировой ветроэнергетики.


Share this post


One thought on “Владимир Алпатов: «Важно, чтобы рынок ветроиндустрии развивался»

Comments are closed.