«Боливар не выдержит двоих», или кому достанется государственная поддержка


Share this post
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2021 № 328

5 марта 2021 года Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2021 № 328 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности».

По сути, речь идёт о сокращении объёмов второй части программы поддержки производителей возобновляемых источников энергии (ВИЭ) до 313 млрд руб. Напомним, первоначально в программе закладывалось 405 млрд руб.

Данное решение было принято 11 марта 2021 года на совещании вице-премьеров Александра Новака и Юрия Борисова. Обоснование целесообразности такого сокращения: замедлить рост цен на электроэнергию в пределах инфляции.

Профессиональное сообщество незамедлительно отреагировало на внезапное сокращение поддержки со стороны государства, и в формате видеоконференции специалисты обсудили правила новой программы.

В ходе расширенного совместного заседания по вопросам антимонопольного законодательства в части регулирования и контроля за деятельностью отраслей топливно-энергетического комплекса обсуждались проблемные моменты программы поддержки и возможные пути развития событий.

Модератором он-лайн заседания стал Селезнёв Валерий Сергеевич – Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике. Во вступительном слове он выразил понимание того, что “энергопереход все равно будет, это глобальная тенденция, хотим мы этого или нет”,  обозначил основные острые моменты будущей программы и пригласил аудиторию к обсуждению события. В частности, чиновник признал, что пока «нет понимания, нет стратегии», и призвал коллег к конструктивному диалогу.

Позицию Министерства энергетики Российской Федерации высказал Максимов Андрей Геннадьевич – Директор Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики Российской Федерации. Как утверждает спикер: «всё хорошо». Озвученное сокращение, как заверяет спикер, было согласовано с экспертами, а Минпромторг даже снизил параметры локализации по ветру.

Запущена и работает программа по локализации, всё идёт хорошо. По мнению господина Максимова, нужно развивать компетенции, поставлять на экспорт. В качестве примера он привёл проект компании АО «НоваВинд» (Росатом) по ветроэнергетике – надо делать конкурентный продукт.

Чирков Филипп Олегович, заместитель начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России, поддержал позицию чиновников, предложив иначе распределить инвестиции по годам.

Директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) – Жихарев Алексей Борисович рассказывал про оптимизацию операционных затрат. Первая часть программы, рассчитанная на 10 лет, успешно заканчивается, во второй части – ужесточение степени локализации. Цены обеспечиваются только объёмом. Предусмотрены жёсткие штрафы – 33% от годовой выручки, что приведёт к банкротству предприятий. Вследствие чего возникают вопросы: в данной ситуации возможен ли экспорт и за счёт чего? Как считает докладчик, всё это приведёт к увеличению цены на электроэнергию для потребителей.

Представитель компании «Хевел» Олег Шуткин представил свою позицию. Компания «Хевел» – уже экспортёр, на 3 млрд руб. Занимаясь солнечной энергетикой, руководство компании не видит конкурентного производства без экспорта, именно поэтому представитель «Хевел» призывает масштабироваться и выходить на мировой рынок. На государственные дотации в компании не
особенно рассчитывают, называя обсуждаемые суммы компромиссом, однако ожидают прозрачного механизма, который позволит интегрироваться в мировой рынок.

Игорь Михайлович Брызгунов, Председатель Правления Российской Ассоциации Ветроиндустрии, углубил негативные прогнозы. За последнее время российский рынок покинули 15 компаний, что говорит о нездоровом инвестиционном климате. Сегодня рынок делят три крупных игрока, в результате жёсткой новой программы останется один – государственный. Если же говорить о розничном рынке, то его нет, и при текущей модели законодательства он не появится. Тема ВИЭ политизируется.

Боровиков Дмитрий Павлович, Вице-президент ПАО «Фортум» по стратегии, управлению производственным портфелем и трейдингу, подхватил эстафету неоправданных ожиданий: «вторая программа абсолютно монополизирована, в результате у нас на рынке останется один игрок по ветру и один – по солнцу. Не будет снижения цен на электроэнергию, не будет технологического развития, субсидирование пойдёт за счёт потребителей рынка. Это иллюзия – что можно локализовать глобальную технологию.»

Подытоживая дискуссию, Валерий Сергеевич Селезнёв резюмировал, что вторую программу поддержки надо пересматривать, причём особая история – штрафы за недопоставку электроэнергии за первый год. И конечно – экспортная тема также требует пересмотра.

По старой программе: за 8 конкурентных отборов разыграно 3,57 ГВт мощностей до 2024 года, из которых на сегодняшний день построено 1 ГВт. Большинство ветропарков построены именно за последний год, на большинстве ВЭС уровень локализации оборудования и компонентов ВЭУ составил 65%. На последних конкурентных отборах минимальный CAPEX составил 65000 руб. за 1 кВт.

По новой программе предлагаются объёмы поддержки, которые соответствуют не более 300 МВт вводов в год. Локализация будет увеличена до 87 баллов (на период с 2025 по 2030 гг) и 102 балла (с 2031 по 2035 гг). Добавляется экспортная составляющая 5% (с 2025 по 2029 гг), 10% (с 2030 по 2032 гг) и 15% (с 2033 по 2035 гг).

На сегодняшний день на рынке есть три основных игрока: Ветропарки ФРВ (Фортум–РОСНАНО, покупающие турбины Вестас), АО «НоваВинд» (дочка ГК «Росатом» с турбиной Лагервей, которую производят сами) и ПАО «Энел Россия» (приобретающие турбину Siemens Gamesa). Эти компании находятся в неравных условиях, у каждой свои возможности для инвестиций, своя стратегия.

Новой программой предполагается обозначить слишком маленький рынок для столь высоких требований локализации, ещё и требований экспорта со штрафами за невыполнение. В таких условиях сможет выстоять только крупная государственная компания. А значит, в перспективе высока вероятность того, что на рынке останется только один госигрок, который благополучно монополизирует рынок. И нам придётся забыть про конкурентный рынок и уменьшение стоимости выработки электроэнергии.

Share this post