Десятка новых гигантов европейской морской ветроэнергетики

Десять крупнейших проектов, которые должны быть запущены в эксплуатацию в течение следующих нескольких лет, добавят немыслимые 8,8 ГВт к уже существующим в Европе 18,5 ГВт, причём каждый отдельный проект из них более мощный, чем крупнейшая из действующих на данный момент в мире морская ветроэлектростанция «Walney Extension» (мощностью 659 МВт) в Ирландском море.

Эта новая серия огромных проектов также отмечена использованием всё возрастающих по своим габаритным и мощностным характеристикам ветрогенераторам: начиная с «рабочих лошадок» мощностью 10 МВт на ВЭС «Hollandse Kust Zuid 1&2» и заканчивая 13-15-мегаваттными установками, которые будут использоваться на «He Dreiht» мощностью 900 МВт. Первая ВЭС из этого списка также станет первой в мире морской ВЭС, которая будет работать без госдотаций (хотя власти Голландии и оплатят её присоединение к энергосети).

В ходе составления этого рейтинга «Recharge» были отобраны только те проекты, которые уже находятся на стадии строительства или подготовки к строительству, либо же получили поддержку со стороны государства или лицензию на ведение работ.

10) «East Anglia 1» (714 МВт)

Этот проект стоимостью 2,5 млрд фунтов стерлингов (3,3 млрд долларов США) в британских водах Северного моря получил контракт на разницу (CfD) ещё в феврале 2015 г. по гарантированной фиксированной цене реализации 119,89 фунтов стерлингов/МВт·ч. Владелец «Iberdrola» и организатор строительства «ScottishPower Renewables» (подразделение «Iberdrola») приступили к постройке ВЭС в 73 км от восточного побережья Англии; всего будет установлено 102 ветряка производства «Siemens Gamesa» модели «SWT-7.0-154» каждый мощностью 7 МВт, при этом завершение строительства планируется на следующий год.

«EA1» является первым из четырёх проектов «East Anglia», которые в конечном итоге могут образовать в Северном море мегакластер мощностью 3,6 ГВт, куда будут входить проекты «East Anglia 3» мощностью 1,2 ГВт, «East Anglia 2» мощностью 900 МВт и «East Anglia One North» мощностью 800 МВт.

Последние два проекта всё ещё в ожидании утверждения, в то время как «EA3» уже был утверждён (что означает возможность участия в торгах на предстоящих CfD-тендерах), но пока что ещё не получил поддержки.

9) «Borssele 3&4» (732 МВт)

Консорциум «Blauwind», куда входят «Shell», «Van Oord», «Eneco» и «Mitsubishi», выиграл право на разработку голландской акватории Северного моря на торгах в конце 2016 г. с впоследствии ставшей рекордно низкой выигрышной ставкой в размере 54,50 евро (61 доллар США) за МВт·ч, обойдя ставку предыдущего держателя – «Orsted» – в размере 72,70 евро/МВт·ч на постройку ВЭС «Borssele 1&2» (см. п. 8). В «Orsted» надеялись реализовать все четыре проекта «Borssele» в рамках одного сверхкрупного проекта.

В начале 2018 г. «Shell» продала 45 % акций этого проекта управлению фондов прямых инвестиций «Partners Group», в настоящее время являющимся крупнейшим акционером консорциума. Нефтяной гигант, который стал обдуманно относиться к своему присутствию в морской ветроэнергетике, по-прежнему удерживает 20 % акций, в то время как остальная часть принадлежит японской «Mitsubishi», голландским энергокомпании «Eneco» и подрядной организации «Van Oord».

«Borssele 3&4» в настоящее время находится на стадии подготовки к строительству, а старт её коммерческой эксплуатации намечен на начало 2021 г. Учитывая наличие «Mitsubishi» среди акционеров, для многих не станет удивительным тот факт, что консорциум «Blauwind» планирует установить 102 ветрогенератора мощностью 9,5 МВт каждый производства компании «MHI Vestas» (изготавливающей оригинальное и при этом исключительно морское ветроэнергетическое оборудование), 50 % акций которой принадлежит «Mitsubishi Heavy Industries».

8) «Borssele 1&2» (752 МВт)

Ставка компании «Orsted» (прежнее название: «Dong Energy») в размере 72,70 евро/МВт·ч на постройку «Borssele 1&2», выигравшая на тендере, прошедшем в начале 2016 года, стала первой для ветроэнергетического проекта, который бы производил электроэнергию по цене меньше 100 евро/МВт·ч. Для морской ветроэнергетики это стало отправной точкой, положив начало резкому снижению цен по выигрывавшим в дальнейшем ставок.

В следующем году в «Orsted» планируют начать строительство морской ВЭС в голландских водах Северного моря, которое включает в себя установку 94 ветрогенераторов производства «Siemens Gamesa» модели «SWT-8.0-154» мощностью 8 МВт. В качестве базы для эксплуатации и технического обслуживания ВЭС, которая после её ввода в эксплуатацию в конце 2020 г. станет крупнейшей в стране, был выбран порт «Внешняя гавань» (нидерл. Buitenhaven) в городе Флиссинген.

Как и проекты «Borssele 3&4» и «Hollandse Kust», данная ВЭС является частью плана властей Нидерландов по увеличению к 2023 г. собственной установленной морской ветроэнергетической мощности на 3,5 ГВт. К этому сроку у голландских властей ещё больше «разыграется аппетит», ведь они планируют ввести дополнительные 20 ГВт в период с 2024 по 2030 гг.

7) «Hollandse Kust Zuid 1&2» (760 МВт)

ВЭС «Hollandse Kust Zuid 1&2», планируемая дата начала эксплуатации которой – 2023 г., станет первой в мире морской ветроэлектростанцией, полагающейся не на государственные дотации, а исключительно на цены на оптовом рынке электроэнергии.

После того, как компании «EnBW» и «Orsted» получили право на постройку энергетических проектов на немецком тендере в апреле 2017 г. со ставками, предполагавшими отсутствие государственных субсидий (даты завершения строительства этих проектов – 2024 и 2025 гг.), власти Нидерландов решили «прозондировать» обстановку, проведя первый в мире тендер несубсидируемых ветроэнергетических проектов, состоявшйся в марте 2018 г. На данном тендере – в ходе которого на торги был выставлен проект ВЭС «Hollandse Kust Zuid 1&2» мощностью 700-750 МВт – сыграла ставка шведской энергокомпании «Vattenfall», сделавшей её через собственную дочернюю организацию в Голландии – «Nuon».

На располагающемся в Северном море проекте в «Vattenfall» планируют установить 76 новейших установок компании «Siemens Gamesa» – «SG 10.0-193 DD». Кроме того, победитель рассчитывает разместить ту же модель и на проекте «Hollandse Kust Zuid 3&4» (аналогичной мощности – 760 МВт) – ещё одной бездотационной ВЭС, результаты торгов в отношении которой ожидаются в ближайшие месяцы. При условии, что «Vattenfall» победит и на этом тендере, «Hollandse Kust Zuid 1-4» станет единым проектом и возглавит этот рейтинг с совокупной мощностью 1,52 ГВт.

6) Комплекс «Wikinger»/«Baltic Eagle» (836 МВт)

Это единственный проект в рейтинге, который в известной степени уже построен. В октябре прошлого года «Iberdrola» объявила о том, что уже работающая ВЭС «Wikinger» мощностью 350 МВт будет объединена с ещё только планирующимися к постройке «Baltic Eagle» мощностью 476 МВт и «Wikinger Süd» мощностью 10 МВт с целью создания единого комплекса мощностью 836 МВт.

Единая ВЭС «Wikinger/Baltic Eagle» стоимостью 2,5 млрд евро по факту завершения строительства в 2022-2023 гг. станет крупнейшей в Балтийском море.

Испанская энергокомпания получила право на строительство проекта «Baltic Eagle» в ходе второго в истории Германии тендера по морской ветроэнергетике со ставкой 64,60 евро/МВт·ч, что является исключительно высоким показателем – особенно с учётом выигравших ставок по проектам без субсудирования на остальных тендерах – который, возможно, обусловлен низкой конкуренцией на данных торгах.

В качестве поставщика для «Baltic Eagle» «Iberdrola» выбрала «MHI Vestas», до 52 ветрогенераторов модели «V174-9.5MW» производства которой она планирует установить.

5) «Triton Knoll» (860 МВт)

Немецкая энергетическая компания «Innogy» получила право на данный проект в Северном море стоимостью 2,3 млрд фунтов стерлингов в ходе CfD-тендера, прошедшего в 2017 г., по цене реализации 74,75 фунтов стерлингов/МВт·ч.

В августе прошлого года «Innogy» произвела продажу 41 % акций проекта в пользу японских компаний «J-Power» (25 %) и «Kansai Electric Power» (16 %) – что подчёркивает рост интереса японских инвесторов к морской ветроэнергетике Европы – а спустя несколько недель объявила, что заключила соглашение о финансировании проекта.

Консорциум «Triton Knoll» планирует установить 90 ветроустановок производства «MHI Vestas» модели «V164-9.5MW» и ввести весь комплекс в эксплуатацию в 2021 г. Производитель заявляет, что с целью поставки требуемого количества установок он наладит работы по их предварительной сборке на северо-востоке Англии.

Активы и проекты возобновляемой энергетики компании «Innogy» станут частью компании «RWE», которую позднее в этом году ожидает реорганизация, и это произойдёт только в случае одобрения со стороны антимонопольных органов сделки по обмену акциями и активами с другим представителем энергетичекого сектора – «E.ON».

4) «He Dreiht» (900 МВт)

Компания «EnBW» прославилась на весь мир в 2017 г., когда выиграла права на проект «He Dreiht» в ходе первого в ФРГ тендера по морской ветроэнергетичеке со ставкой, не предполагавшей привлечение субсидий.

В то время как проект в Северном море планируется к вводу в эксплуатацию до 2025 г., немецкое энергопредприятие расчитывает на повышение оптовых цен на электроэнергию, а также на выпуск новых поколений экономичных морских ветроустановок мощностью 13-15 МВт, которые к тому времени уже должны появиться на рынке. В «EnBW» заявляют, что такая ставка стала возможной, поскольку компания также рассчитывает на синергетический эффект от расположенных неподалёку морских энергокомплексов, таких как проект «Hohe See/Albatros» мощностью 610 МВт.

Такой результат на немецком тендере побудил власти Нидерландов провести собственные торги исключительно по проектам с нулевым субсидированием, а кроме того вызвал дискуссии о подобных проектах на развивающихся рынках морской ветроэнергетики, например, в Польше.

3) «Moray East» (950 МВт)

Управляемый «EDP Renewables» проект оказался успешным на британском CfD-тендере 2017 г. Его цена реализации составила 57,50 фунтов стерлингов/МВт·ч, а ввод в эксплуатацию намечен на весну 2021 г.

Португальская «EDP Renewables» владеет долей в размере 43,3 % в проекте стоимостью 2,6 млрд фунтов стерлингов, расположенном к северо-востоку от берегов Шотландии, в то время как французская энергокомпания «Engie» владеет 23,3 %, а оставшиеся 33,4 % поделены между находящейся под руководством «Mitsubishi» энергетической бизнес-платформой «Diamond Generating Europe», «Lease & Finance» – собственной финансовой организацией японского конгломерата «Mitsubishi UFJ» – и голландским подразделением японской компании «Kansai Electric Power», представляющей энергетический сектор.

Равно как и для проекта «Borssele 3&4», в котором «Mitsubishi» также владеет долей, консорциум «Moray Offshore Renewable Power» выбрал в качестве поставщика ветрогенераторов «MHI Vestas», у которой планируется закупить 100 единиц модели «V164-9.5MW».

«Siemens» поставит три инновационных нацеленных на снижение затрат морских трансформаторных модуля, которые крепятся непосредственно к фундаментам генераторов.

Первый опорный решётчатый блок на ВЭС «Hornsea 1». Фото: «Ørsted»

2) «Hornsea 1» (1,22 ГВт)

Такие проекты, как «Hornsea 1», знаменуют собой появление морских ВЭС гигаваттного класса, сравнимых по своих размерам с атомными электростанциями.

После ввода в эксплуатацию в 2020 г. проект мощностью 1 218 МВт, расположенный у побережья английского Йоркшира, на короткий срок станет крупнейшей в мире морской ВЭС, а цена реализации по контракту на разницу (CfD) составит величину, кажущуюся сейчас чрезвычайно высокой – 140 фунтов стерлингов/МВт·ч. Именно такая цена была утверждена правительством Великобритании ещё в 2014 г.

Компания-владелец проекта «Orsted» реализовала половину активов «Hornsea 1» в пользу инфраструктурного фонда «Global Infrastructure Partners» в конце прошлого года. В данный момент владельцами производится монтаж 174 ветрогенераторов компании «Siemens Gamesa» 7-мегаваттной модели «SWT-7.0-154», первая из которых была введена в эксплуатацию в феврале.

1) «Hornsea 2» (1,39 ГВт)

Как только ВЭС «Hornsea 2» приступит к работе в 2022 г., она станет крупнейшим в мире морским ветроэнергетическим проектом.

«Siemens Gamesa» поставит 173 установки собственного производства (модель «SG 8,0-167 DD») в интересах проекта «Orsted» мощностью 1 386 МВт, расположенного у восточного побережья Англии. Для немецко-испанского производителя ветрогенераторов такой контракт стал чрезвычайно ценным трофеем.

Датская энергетическая компания получила права на «Hornsea 2» в ходе британского CfD-тендера в 2017 г. с ценой реализации в размере 57,50 фунтов стерлингов/МВт·ч, что составило чуть менее, чем половину цены, за которую к ней отошла ВЭС «Hornsea 1».

Компания «Orsted» также владеет правами на проект «Hornsea 3» мощностью 2,4 ГВт, который неизбежно станет крупнейшей в мире морской ВЭС в случае успешной постройки. «Orsted» подала заявку на производство строительных работ по проекту и ожидает принятия положительного решения уже в этом году. В этом случае, компании тем не менее придётся подать заявку на CfD-тендер, чтобы получить право девелопинга проекта.

Источник: https://www.rechargenews.com/wind/1767961/the-ten-biggest-projects-in-european-offshore-wind-power