EPC-контракторы в России есть?


Share this post

В России компании, имеющие прочные позиции на своем рынке, нечасто выходят на новые рынки. Новый рынок – это новые риски, не только возможности. И совсем уже редкость, когда компания выходит на новый отраслевой рынок. Пример последних лет в российском бизнесе – компания Онего, которая за очень короткий срок вышла на ветроэнергетический рынок. Да, на ветроэнергетический и сразу в качестве EPC- контрактора. Возможно, этот случай войдет в учебники для студентов бизнес-школ в недалеком будущем. Мы обратились к руководителю холдинга АЛЕКСАНДРУ РОСЛЯКОВУ за объяснениями.

Александр Евгеньевич, ваша компания Онего Шиппинг известна как строитель сложных морских и прибрежных объектов, как логистическая компания. Недавно Вы вышли на ветроэнергетический рынок как EPC– контактор. Как Вы трактуете термин EPC в ветроэнергетике России, есть ли уже такие компании в России?

Если взять определение из Википедии, EPC (от англ. Engineering, procurement and construction) — способ контрактования в строительной отрасли, при котором контактор несёт на себе риски по выполнению графика работ, а также по выполнению бюджета, с фиксацией цены по EPC-контракту. Известно, что ветроэнергетика – в первую очередь энергетика, подчиняющаяся законам отрасли. Естественно, есть свои нюансы, которые диктует законодательство, регулирующее рынок. На российском рынке уже есть компании, которые можно назвать EPC- контакторами, располагающими договорами ДПМ (договор о предоставлении мощности) в различных объемах. Развитие же рынка порождает компании, способные сотрудничать с ними, берущие полностью на себя риски по строительству ветропарка. В российской терминологии это называлось «строительство под ключ».

Кого Вы имеете в виду?

Давайте сначала попробуем ответить на вопрос «откуда?». Те, кто наблюдает за развитием российской ветроэнергетики, хорошо знают, что задолго до появления законодательной базы поддержки ВИЭ в России так называемые девелоперы предвидели появление этой самой законодательной поддержки, участвовали в ее создании, инвестировали в предпроектные исследования первых ветропарков и стали первыми переговорщиками с крупными компаниями, пришедшими на рынок, то есть с теми, кто выиграл конкурсы на ДПМ. Успехи европейских девелоперских компаний разогревали аппетиты и к 2013 году такими компаниями было подготовлено на различных стадиях более 2 500 МВт ветропарков. Естественно, целевой группой для таких проектов были те самые крупные новые игроки рынка. Но из трех таких крупных компаний только одна пошла по пути приобретения подготовленных площадок, другие же, обладая мощными ресурсами, сами начали готовить такие площадки, располагая временем и возможностью годовой отсрочки исполнения обязательство по вводу ветропарка.

Если у вас меняются условия на рынке, есть три возможности – подстроиться под них, выжидать дальнейших изменений и уйти с рынка, понеся убытки. Первый вариант на мой взгляд, самый сложный, но и самый выигрышный. Я имею в виду нашу компанию «Ветропарк». Ее проект «Ветропарка №1 в Ленинградской области» летом прошлого года широко освещался в профессиональной российской и международной прессе. Компании удалось сформировать полный набор компетенций, требующихся на рынке, и она по сути является EPC- контактором нового типа, способным удовлетворить самым высоким требованиям потенциальных партнеров.

Извините за прямой вопрос, как можно создать компанию, способную построить ветропарк вне компаний, строящих сегодня ветропарки в России?

В бизнесе есть такой инструмент. Он называется консорциум. Это объединение компаний, обладающих всеми необходимыми компетенциями, на базе одного юридического лица. Компании «Ветропарк» повезло с акционерами. Одним из них является компания «Онего», как Вы сказали сами, имеющая серьезный опыт в строительстве сложных объектов, например, недавно открытый Президентом России терминал СПГ в Калининграде, знаковый объект Порт Сабетта, Сахалин-3, многие другие. Компания имеет также большой опыт в логистике сверхтяжелых грузов и известна на рынке морских перевозок. Эта компания, в свою очередь, является акционером датско-японско-российской компании Windpal, строящей ветропарки в акватории Тайваня и на севере Японии. Партнером этой компании является глобальный проектировщик COWI. Монтаж ветропарков в консорциуме находится в зоне ответственности компании Vento, известной среди всех глобальных производителей ветропарков как высококвалифицированная компания по монтажу ветрогенераторов мультимегаваттного класса. В результате такого альянса сложились компетенции компании «Ветропарк», где в результате есть своя проектная группа, строители и монтажники.

И вы в силах взять на себя ответственность по строительству ветропарка?

Способность взять на себя ответственность базируется не на амбициях и уверенности, а на опыте, полученном при строительстве объектов на различных рынках.

Строительная площадка терминала по приему, хранению и регазификации СПГ в Калининградской области

Вы упомянули амбициозное название ветропарка «Ветропарк №1 в Ленинградской области». Можно чуть подробнее, разумеется, без коммерческой тайны?

Амбициозно этот ветропарк называется потому, что он действительно №1 в Ленинградской области. Север-Запад России не слишком был, если так можно выразиться, облюбован девелоперами. Большинство сконцентрировалось на юге. Кстати, такая ситуация уже вызывает озабоченность Системного оператора Единой Энергосистемы, что в дальнейшем точно вызовет проблемы у владельцев из-за высокой концентрации ветроэнергетических мощностей на юге России.

Проект ветропарка имеет мощность порядка 70 МВт и на данный момент ведутся проектные работы. Как у любого объекта, у него есть свои сложности, но пока нам удается превращать их в преимущества. Например, близость озера Ладога дает преимущества в стабильном гарантированном ветровом потоке и преимущества морской логистики, а логистические решения объекта могут стать решениями для целого ряда ветропарков в Ленинградской области.

Мы намереваемся получить разрешение на строительство в конце 2019 года и уже ведем переговоры с потенциальными партнерами по строительству объекта.

С кем из них конкретно?

Со всеми участниками рынка и с перспективными участниками рынка. Мы хорошо информированы Российской Ассоциацией Ветроиндустрии и располагаем информацией о развитии рынка так сказать, онлайн.

Вы намереваетесь строить только этот ветропарк?

Нет, конечно. В нашем проектном портфеле сегодня еще один ветропарк по соседству, ветропарк в Карелии, Новгородской, Ярославской, Челябинской областях и других регионах России. Например, прорабатывается проект ветропарка на знаменитой питерской Дамбе. Суммарно на различных стадиях мы работаем над почти 450 МВт ветропарков. Кроме того, ведутся переговоры с российскими девелоперами о сотрудничестве по работе над их проектами.

Примечание #РАВИ: Компания примет участие в работе Международного форума по возобновляемой энергетике #ARWE 2019 – крупнейшая площадка, которая объединит Конгресс, международную специализированную Выставку и Технический тур для отраслевых специалистов, который пройдет в Ульяновске 22-24 мая 2019 года.

Целью мероприятия является содействие развитию ВИЭ в Российской Федерации, а также выработка решений по оптимальному взаимодействию в рамках программ локализации между поставщиками и ключевыми заказчиками отрасли. Организаторами данного форума выступают Правительство Ульяновской области и АО «Электрификация» при активной поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Российской Ассоциации Ветроиндустрии и бизнес-сообщества.


Share this post