11 октября председатель Российской ассоциации ветроиндустрии (РАВИ) И.М.Брызгунов провел для студентов 4 курса ФПЭК МГИМО мастер-класс «Ветроэнергетический рынок России — 2018».
Приглашенный эксперт рассказал об истории развития и сегментах ветроэнергетического рынка; разновидностях ветрогенераторов; особенностях и производстве ветроэнергетического оборудования; этапах строительства, монтаже, техническом обслуживании ветровых электростанций (ВЭС). Игорь Михайлович отметил, что на фоне стагнации сектора традиционной генерации продолжается рост ВИЭ. Богатые углеводородами страны установили национальные цели по развитию возобновляемой энергетики. Он продемонстрировал и пояснил данные по динамике ввода мощностей ВИЭ в мире, динамике инвестиций в ВИЭ и использование традиционных источников энергии, установленной мощности ВЭС в мире и в страновом разрезе. По расчетам Мировой ассоциации ветроэнергетики (World Wind Energy Association — WWEA) совокупный объем выработанной ветровыми турбинами электроэнергии превышает 5% от мирового производства. В соответствии с прогнозом консалтинговой компании Make (входит в группу Wood Mackenzie), среднегодовой прирост ветроэнергетической мощности до 2027 года составит 65 ГВт. Совокупная установленная мощность ВЭС в мире к 2027 г. увеличится более чем в два раза до 1 190 ГВт.
Эксперт познакомил студентов с дорожной картой строительства объектов ветроэнергетики (картой проектов ветропарков) в России. В стране в эксплуатации на май 2018 года находятся ветропарки Ульяновской области — 35 МВт и ветропарки Крыма — 85 МВт. В соответствии с территориальным распределением Киум наиболее перспективными регионами являются Юг России, Северо-Запад, Север (локально). В августе 2018 года ГК «Росатом» получила разрешение на строительство ВЭС в Республике Адыгея, мощность 150 МВт. Другие проекты ГК «Росатом» расположены в Ростовской области и Республике Карелия. И.М.Брызгунов отметил, что Россия обладает самым большим в мире техническим и экономическим потенциалом энергии ветра. Однако в данный момент темпы роста ветроэнергетического рынка в России значительно отстают от стран с развитой ветроэнергетикой.
Во время проведения мастер-класса студенты задавали приглашенному эксперту вопросы по всему спектру обсуждаемых проблем, в т.ч.:
- При изготовлении ветрогенераторов с прямым приводом применяют редкоземельные металлы, в том числе и диспрозий. Используется ли в России данный металл при производстве генераторов? Сокращает ли его применение негативное воздействие на окружающую среду, или же наоборот в полном цикле воздействие увеличивается?
- В США существует несколько лимитов воздействия ВЭС на окружающую среду, одним из таких показателей является количество убитых летучих мышей в окрестностях ВЭС. Как в нашей стране происходит оценка воздействия ВЭС на растительный и животный мир? Как проходят общественные слушания по ВЭС?
- Существует мнение, что ветроэлектростанции в 2-4 раза менее продуктивны, чем электростанции традиционных типов, и для получения такого же количества электроэнергии их надо построить в 2-4 раза больше. Это дополнительные площади и материалы, а значит, больший экологический ущерб. Справедливо ли такое мнение?
На эти и другие вопросы студенты получили исчерпывающие ответы.