На российском ветроэнергетическом рынке нет логики.


Share this post

Принято считать, что рынок – естественный регулирующий механизм, подобный природе, способный отрегулировать отношения своих участников. Но на практике зачастую логика рынка непонятна даже самим его участникам. Попробуем объяснить. Кто такой девелопер в российском бизнесе? Наиболее распространен этот бизнес-термин в жилищном строительстве. Это компания, которая подбирает/покупает участок земли для строительства дома или квартала и т.п.. В российской ветроэнергетике девелоперы по сути создали рынок.

Об этом знают специалисты рынка, но десяток компаний – энтузиастов, начиная с 2007 года, предвидя сегодняшние события, подготовили проектов ветропарков более чем на 2000 МВт , рассчитывая на партнерство в крупными энергокомпаниями, которые пришли на рынок сегодня: Фортум, Роснано, Ростатом, Энел. То есть вложили деньги, пригласили западных экспертов, купили землю, провели проектные и предпроектные исследования. Но большинство энергетических компаний, пришедших на рынок впоследствии, решили сами создавать свои площадки, тратя деньги на девелопмент и теряя время.

А время – это деньги, как известно. Например, ветропарк в 50 МВт “приносит” в год более 500 млн рублей и на его подготовку с “нуля” уйдет 3-4 года и почти 100 млн.рублей. Казалось бы, выгоднее купить хорошо проработанный проект за 400 млн рублей у девелопера, как это всегда происходит в строительстве жилья, и начать работу сразу? В чем причина? Попробуем ответить:

Девелопер готовит площадку хуже энергокомпании, экономя на качестве? Нет, и даже наоборот – энергокомпании, придя на этот рынок, сами консультировались у РАВИ и девелоперов по вопросам подбора участков и найма западных компаний-экспертов. Часто даже сотрудники из девелоперских компаний переходили на работу в энергетичекие престижные компании. А накопленный период данных по ветру на площадках у девелоперов дольше в несколько раз, чем у энергетиков, начинающих все с “нуля”.

Высока цена? Нет, девелопер “отдает” площадку инвестору, по сути “продавая упущенную прибыль”, которая превышает миллиард рублей за период подгоготовки площадки ветропарка, к тому же дисконтированную в разы. Девелопер, если так можно выразиться, договороспособен и быстро принимает решения по изменению модели сотрудничества и готов оставаться в проекте и отвечать за качество проектирования и исследований до ввода ветропарка в строй.

Девелоперы развивают площадки в удобных только им регионах, где нет присутствия крупных игроков рынка? Нет, и это иллюстрирует текущая практика и карта проектов ветропарков: регионы строительства ветропарков энергокомпаний точно совпадают с регионами развития ветропарков девелоперами: Юг России и Север-Запад.

Почему у двух рыночных игроков не сходится рыночная логика? Почему “большой” не желает сотрудничать с “малым”, к тому же исторически компетентным, добросовестным и прозрачным?  Вопрос, который предстоит решить. Возможно, рынку надо повзрослеть и энергетики не понимают пока своей выгоды?

Одно можно сказать совершенно точно: по обязательствам, которые взяли на себя компании – победители всех предыдущих конкурсов отбора проектов ВИЭ, к 2023 году необходимо ввести в строй 3149,36 МВт. ветропарков. Для упрощения задачи просто посчитаем, что за оставшиеся 5 лет они должны вводить в строй более 600 МВт ежегодно! Штраф же в соотвествии с законодательством за просрочку ввода ветропарка составляет 5% от капитальных затрат, что по самым скромным расчетам выльется в сумму более 300 млн.рублей за тот же 50-ти мегаваттный ветропарк. И к тому же такой объем ввода за столь короткое время должен сопровождаться беспрецедентным в нашей российской истории объемом работ по подготовке площадок: поиску, предпроектным исследованиям – ветромониторингу, проектированию сетей и самих ветропарков. Пока же мы видим работу на нескольких площадках и девелоперскую подготовку площадок компаний, которую можно назвать желанием, как сказано во известном фильме “посадить девять беременных женщин в один круг, чтобы ребенок родился через месяц”, что невозможно физически. Практика уже российского рынка демонстрирует нам верность утверждения, что на подготовку одной площадки ветропарка должно уйти не менее 3 лет и только после этого она будет готова к строительству. Приведет ли осознание невозможности построить свои объекты в срок энергокомпании за стол переговоров с девелоперами? Будем надеяться, что разум и простой расчет возобладают.


Share this post