РАВИ направила в Госдуму предложения по стимулированию развития ВИЭ

Опубликовано

Поделиться

По итогам совещания «ВИЭ в России в новых экономико-политических условиях: проблемы и перспективы», проведённого Комитетом Госдумы по энергетике 28 июня 2022 года в онлайн-формате, РАВИ подготовила предложения по поддержке ВИЭ в части ветроэнергетики.

Письмо с предложениями для внесения в итоговый документ совещания направлено Председателем Правления РАВИ Игорем Брызгуновым Первому заместителю Председателя Комитета Госдумы по энергетике депутату Валерию Селезневу.

В документе собраны предложения, направленные на развитие и поддержку строительства ветропарков с целью реализации зелёной энергии по прямым двусторонним договорам (СДД) на оптовом и розничном рынках и призванные облегчить достижение т. н. «ценового паритета» с объектами генерации на традиционных источниках энергии:

  • Освободить от уплаты налога НДС проекты реализации электроэнергии по прямым двусторонним договорам на оптовом или розничном рынках, после возврата ими величины НДС, уплаченного в ходе строительства ветропарка. Данное предложение позволит снизить стоимость электроэнергии на некоторых проектах ветропарков до конкурентной величины в 4 руб. за 1 кВт•час.
  • Освободить от уплаты налога на прибыль ветропарки, реализующие электроэнергию по прямым двусторонним договорам на оптовом или розничном рынках, до достижения срока возврата инвестиций (до достижения срока окупаемости). Данное предложение позволит также снизить стоимость энергии от ветропарков и расширить область их коммерчески целесообразного строительства.
  • Ликвидировать верхний порог мощности в 25 МВт для ветропарков, реализующих энергию на розничном рынке. Данное предложение сделает привлекательными для инвестора проекты строительства ветропарков на розничном рынке в регионах.
  • Аннулировать устаревшее требование перевода земель, занимаемых ветропарком из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и энергетики. Данное предложение сократит затраты на перевод земли как со стороны инвестора, так и со стороны местных органов власти. Требование перевода земли не влечёт за собой ни коммерческих, ни организационных потерь со стороны местных органов власти.
  • Рассмотреть возможность строительства ветропарков промышленными потребителями для своих нужд по примеру т. н. СВОПА в нефтедобыче. Суть механизма для ветроэнергетики следующая: промышленный или иной потребитель электроэнергии строит ветропарк на сколь угодном удалении от предприятия («своей» точки потребления мощности) в рамках одной ценовой зоны. Электроэнергия, вырабатываемая ветропарком, потребляется по месту его дислокации местными потребителями наравне со всей энергией в этой зоне, но величина выработанной им электроэнергии зачитывается данному промышленному потребителю как энергия, выработанная с целью собственного энергообеспечения. Таким образом, отсутствует смысл требования на уплату транспорта энергии. Предложение впервые выдвинуто «Сообществом потребителей энергии» и требует комплексного обсуждения, но преимущества его очевидны.
  • Аннулировать оплату присоединения к электрическим сетям для объектов микрогенерации, как дестимулирующую её развитие. Развитие микрогенерации способно создать новые рабочие места в сфере производства возобновляемых источников энергии, в то время как завышенные требования по стоимости подключения сводят на нет мотивацию к созданию собственных объектов микрогенерации у физических лиц – главных участников рынка.

Следующий ряд предложений, направленных в Госдуму, касается импортозамещения – локализации производства ветрогенераторов (ВЭУ) в России:

  • Предусмотреть поддержку в виде безвозвратных субсидий на реконструкцию производств ветрогенераторов, а также компонентов для них. Данное предложение позволит создать реальные производства ветрогенераторов и компонентов в противовес «виртуальной» локализации и существенно снизить результативную стоимость производимых ветрогенераторов, что позволит создать рабочие места и создать конкурентные производства ветрогенераторов в РФ.
  • Предусмотреть налоговые каникулы для предприятий, производящих ветрогенераторы и компоненты для них в части налога на прибыль и налога на имущество, до наступления срока возврата инвестиций в производство ветрогенераторов и производство компонентов. Данное предложение стимулирует освоение ранее отсутствующих технологий, а также создаст стимулы для возобновления производства компонентов, материалов и оборудования, прекращённого ввиду слабой конкуренции с импортируемыми аналогами.
  • Предусмотреть обязательное владение интеллектуальной собственностью на ВЭУ со стороны его производителя – компании с российской юрисдикцией. Такая собственность может быть и в рамках совместного предприятия с иностранным участником, но доля российского партнёра в ней должна быть контрольной. Это требование позволит избежать потери рынком в результате недружественных действий иностранных государств востребованного энергетического оборудования, задействованного в инвестиционных программах с государственными и частными инвестициями.

По мнению Игоря Брызгунова, предложения, направляемые РАВИ в Госдуму, позволят стимулировать создание ветроэнергетических проектов с конкурентной ценой ВИЭ-генерации электроэнергии по отношению к традиционным источникам генерации в краткосрочном периоде. Создание такого рынка, в свою очередь, позволит создать производства ветрогенераторов мультимегаваттного класса и компонентов для них, рабочие места, что повлечёт за собой новые налоговые поступления в бюджет и усилит конкурентные позиции российской промышленности. Кроме того, представляется важным развитие рынка микрогенерации, по сути не зародившегося в РФ ввиду недостаточной проработки законодательной поддержки и дестимулирующих тарифов на подключение к сетям. 


Поделиться