Офшорные разработки – это «золотая жила» для отрасли, с помощью дополнительных 620 ГВт можно производить «зелёный» водород

Опубликовано

Поделиться
Офшорные разработки – это «золотая жила» для отрасли
По словам Андреаса Науена (Andreas Nauen), генерального директора группы компаний Siemens Gamesa (член РАВИ), Северное море – это лучшее место для масштабного строительства офшорных ветроэнергетических проектов. При этом, полагает он, на наиболее успешных из них можно развернуть установки для производства «зелёного» водорода, которые к 2025 г. станут конкурентоспособными по цене. Дополнительные 620 ГВт такого водорода могли бы стать отличным дополнительным бонусом, говорящим в пользу ветроэнергетики через четверть текущего столетия.

Выступая на презентации для инвесторов, которая была посвящена раскрытию стратегии компании в области развития водородных технологий, Науен процитировал прогнозы экспертов о том, что у берегов Китая к 2030 г. будет работать целый массив ветропарков общей мощностью 60 ГВт. Новый морской комплекс будет полностью обеспечивать нужды производства «зелёного» водорода, в то время как мощность аналогичного массива оншорных проектов в этой стране составит 50 ГВт.

Эксперты британской аналитической компании IHS Markit Ltd полагают, что при выполнении наиболее благоприятных прогнозов в отношении китайской экономики эти показатели к 2035 г. могут вырасти до 170 ГВт наземных ветроэлектростанций и 105 ГВт – морских. К 2045 г. – 230 ГВт и 390 ГВт: те самые вышеупомянутые 620 ГВт. И это не считая тех 1370 ГВт, которые по тем же самым прогнозам будут введены в эксплуатацию для производства уже собственно электрической энергии.

Однако, начиная с 2030-х гг., «Северное море, учитывая его превосходные ветровые ресурсы и устойчивый спрос на водород в Европе, станет идеальной точкой для старта подобных проектов. Замедленного старта подотрасли, которая начнётся с малого, но всё же старта», – считает Науен, ссылаясь на поразительные показатели КИУМ ветрогенераторов, работающих в этом регионе. Напомним, в начале этого года РАВИ сообщала о том, что Siemens Gamesa приступила к разработке технологии, объединяющей электролизер и ветроэнергетическую установку мощностью 14 МВт, которую впоследствии можно будет применить на офшорных ветропарках гигаваттного масштаба.

Обеспечение конкурентоспособности «зелёного» водорода к 2025 г.

В Siemens Energy полагают, что уже в 2025 году «зелёный» водород, получаемый при помощи энергии ветра, сможет конкурировать по цене с «серым», неизменно получаемым из ископаемых источников. Это станет возможным, в первую очередь, благодаря крупномасштабным офшорным проектам с наилучшими условиями эксплуатации.

«Зелёный» водород из электролизера мощностью 100 МВт на 6000 рабочих часов в год, питаемый ветряной энергией, произведённой по цене 16 долларов/МВт•ч, может выйти на один уровень с «серым» водородом, вырабатываемым из угля, нефти и газа по цене 1,5 доллара/кг уже в середине этого десятилетия. Исполнительный вице-президент Siemens Energy Армин Шнеттлер (Armin Schnettler) отвечающий за бизнес-стратегию компании в отношении новейших отраслей энергетики, назвал три фактора, играющих решающую роль в себестоимости водорода: цена электроэнергии, время работы электролизера и ветроустановки, а также CAPEX и OPEX (как электролизера, так и остальных систем, участвующих в общем процессе). В качестве примера того, как уже сегодня для генерации недорогой электроэнергии используются «потрясающие ветровые условия», он привёл пилотную установку компании, испытания которой проходят в Чили, где производитель спорткаров Porsche, международная энергокомпания Enel и ряд других производят синтетическое топливо из водорода.

Представители отрасли сделали различные оценки относительно того, насколько быстро «зелёный» водород может стать конкурентоспособным со своим «серым» собратом, который в настоящее время занимает на рынке главенствующее положение. Тем не менее, в Siemens Energy утверждают, что к ценовому паритету в отдельных отраслях промышленности можно относительно быстро прийти, только сочетая развёртывание электролизеров в промышленном масштабе и «массовое внедрение ВИЭ», как его назвал генеральный директор Кристиан Брух (Christian Bruch). Он отметил, что некоторые виды транспорта – большегрузный автомобильный и железнодорожный транспорт – «уже сегодня могли бы перейти на «зелёный» водород при определённых условиях коммерческой эксплуатации и в случае его адекватной цены».

Поделиться