Избавление по… американски: и от углерода, и от отключений электроэнергии

Опубликовано

Поделиться
Избавление по… американски: и от углерода, и от отключений электроэнергии
РАВИ приводит перевод статьи зарубежного интернет-издания The Economist, освещающего проблемы и достижения американской экономики и в том числе энергетического сектора.

Настало время совершить смелую попытку остановить глобальное потепление

Жители американского штата Техас привыкли гордиться тем, что они другие, не такие как все остальные американцы. Однако именно этот штат оказался в начале этого года в эпицентре зимней бури, обернувшейся настоящим снежным Армагеддоном для энергетики США. Никто не может на сто процентов быть уверен в том, что конкретно это природное явление – признак изменения климата по всему миру, но возросшая частота экстремальных погодных явлений, наблюдающихся по всей Америке, говорит сама за себя. Инфраструктура Техаса вышла из строя. Проблема вовсе не в том, что, как утверждают некоторые, в Техасе слишком большая доля ВИЭ в энергосистеме. Под удар стихи попали в равной степени газовые и атомные электростанции, и ветроэнергетические установки. Хуже того, не хватало собственной установленной мощности электростанций штата, и в то же время неэффективно связанная электросетевая инфраструктура не позволяла наладить транспортировку электроэнергии из других регионов. Пример Техаса стал ярким показателем того, что Америке нужна как более «зелёная», так и более надёжная энергосистема.

Планы по радикальной модернизации американской энергетики в ближайшее время будут предоставлены в Конгрессе. Президент Байден заявил, чтобы выбросы углекислого газа, производимые при генерации на основе ископаемых источников, прекратились к 2035 г., а полная «углеродная нейтральность» экономики была достигнута к 2050 г. Америка не только второй по величие источник таких выбросов на планете, но и родоначальник технологий и политических решений, связанных с борьбой за недопущение глобального
потепления, а в потенциале – и лидер в этом направлении. То, что вот-вот решится в Вашингтоне, должно определить курс страны на следующее десятилетие и, вполне возможно, на более отдалённое будущее.

Но время поджимает. Ни у Байдена, ни у его преемников не будет второго шанса, чтобы поменять политические установки в подобных масштабах. Общемировой объём выбросов, возникших при использовании ископаемых энергоносителей и производстве цемента, в 2019 г. был на 16% больше чем в 2009 г. В будущем удержать глобальное потепление на отметке, меньшей, чем на 2°C, больше среднемировой температуры доиндустриальной эпохи, станет ещё сложнее. А ведь именно на этот показатель равняются в Америке, когда говорят о целях на 2050 г. Чтобы мировая экономика смогла поддерживать нейтральный уровень эмиссии углерода, общий уровень выбросов в мире должен в течение следующего десятилетия ежегодно сокращаться на 7,6%. Это больше, чем во время спровоцированного коронавирусной пандемией кризиса, когда спрос на нефть и уголь резко сократился. Отсрочка активных действий до 2030 г. грозит Америке удвоением затрат на выполнение поставленных задач.

Несмотря на то, что республиканская партия выступает против практически любых действий в этом отношении, изменение климата всё больше тревожит избирателей. Две трети из них считают, что федеральные власти делают слишком мало для борьбы с потеплением, и среди этих людей – множество молодых республиканцев. Хотя лобби углеводородного сырья по-прежнему не хочет сдавать позиции, многие компании, являющиеся источниками финансирования партии, требуют от неё перестать игнорировать климатическую
повестку: отчасти потому что управляющие активами убеждают руководство этих компаний согласовывать стратегии развития с отстаиваемой Байденом политикой «углеродной нейтральности».

Больше всего обнадёживает то обстоятельство, что стоимость электроэнергии, произведённой из ветра и солнца, за последнее десятилетие снизилась на 70 и 90% соответственно. Наряду с подешевевшим газом это уже помогло Америке впечатляющими темпами идти к полной декарбонизации, даже несмотря на отмену Дональдом Трампом регулирования в области использования углеводородного сырья. Снижение стоимости – это не единственный фактор; больше половины штатов поставили перед собой обязательство иметь в энергобалансе некоторую долю ВИЭ. Эту инициативу Байден хочет закрепить и внедрить в национальном масштабе.

Необходимы изменения в нормативно-правовой базе, которые поспособствуют развитию возобновляемой энергетики и сетевой инфраструктуры для успешной интеграции ВИЭ. Исследователи из Принстона подсчитали, что на это потребуются внушительные инвестиции – около $2,5 трлн в ближайшее десятилетие. В своей новой книге миллиардер-филантроп Билл Гейтс подчеркнул, что «для достижения цели необходимо проводить исследования во множестве областей: аккумулирование и хранение энергии, совершенствование ядерных реакторов, применение экологичных технологий в производстве бетона и других отраслях, которые нелегко избавить от вредных выбросов полностью. Без всего этого одна только «зелёная» энергосистема, от которой будут питаться электромобили и малотоннажные грузовики, сможет решить проблему только наполовину».

Американцы способны на инновации, но новые идеи должны внедряться повсеместно, а не томиться в лабораториях. Исходя из всех вышеописанных причин амбициозный законопроект о выстраивании электросетевой инфраструктуры, ориентированной на природосбережение, – это лучшее, что Байден и американский Сенат могут сделать для решения проблемы глобального потепления. К сожалению, этот законопроект едва ли сможет привлечь достаточное число голосов республиканцев. Тем не менее, если набрать 60 голосов, необходимых для преодоления парламентского обструкционизма, задача окажется непосильной. Законопроект можно упростить по ряду параметров, например, отказавшись от стандартов в отношении использования технологий чистой энергии, и принять его простым большинством посредством «манёвра», называемого примирение (англ. reconciliation). Но даже в «прижимистом» виде законопроект должен оставаться достаточно масштабным и смелым, чтобы соответствовать задачам, стоящим перед США.

Бездействие же повлечёт за собой большие риски. Во-первых, оно сделает Америку менее конкурентоспособной в условиях меняющейся экономики, новая модель которой будет основана на использовании экологичных источников. Сейчас главный производитель солнечных панелей и аккумуляторных батарей в мире – Китай. Кроме того, для добычи необходимых ей полезных ископаемых, эта страна инвестирует в рудники других стран. В то же время у Европейского союза есть своя собственная «Зелёная сделка», а его члены планируют обложить налогом импортные товары из тех стран, которые не собираются снижать вредные выбросы в атмосферу.

Америка также лишится глобального влияния на климат. Напрямую страна контролирует лишь около 10% мировых выбросов парниковых газов. Если Америка хочет получить выгоду от стабилизации климата, а вместе с ней и более стабильные мировую экономику и геополитику, то необходимо распространить своё влияние и на оставшиеся 90%. Президент Байден назначил бывшего госсекретаря Джона Керри ответственным за это направление. 19 февраля США вернулись в Парижское соглашение. Этот шаг делает Америку полноправным участником конференции ООН, которая состоится в шотландском Глазго в ноябре 2021 г. На этой конференции страны-участницы смогут договориться о принятии на себя более масштабных и амбициозных обязательств по сокращению выбросов. Если Америка поставит перед собой новую цель, которую успешно преодолеет, грамотно изменив собственную внутреннюю политику, то она заручится влиянием среди остальных стран. Два крупных китайских банка финансирования развития с 2008 г. выделили $51 млрд на постройку угольных электростанций за рубежом. США должны возглавить борьбу с подобными субсидиями.

Хватит дрейфовать

К сожалению, американцев до сих пор нельзя было назвать серьёзными приверженцами борьбы с изменением климата. Хоть Трамп и упивался тем, что как мог саботировал её, куда глубже репутацию страны «закапывала» неблагоприятная статистика развития отрасли ВИЭ. Так, Джордж Буш отказался ратифицировать Киотский протокол, а Конгресс США с 2009 г. не принимал серьёзного климатического законодательства.

Теперь всё должно измениться. У Байдена не будет лучшего шанса реализовать по-настоящему масштабные планы на энергетику. Если массовое отключение электричества в Техасе и послужит каким-нибудь уроком, из которого будут сделаны выводы, то «спасибо» Байдену сможет сказать не только весь остальной мир, но и сами американцы.

Поделиться