Нормативно-правовое урегулирование земли в России не учитывает развитие ВИЭ

Опубликовано

Поделиться

Строительство каждого ветропарка в России начинается с преодоления препятствий, связанных с земельными вопросами. Об этом заявил председатель Российской ассоциации ветроиндустрии (РАВИ) Игорь Брызгунов в ходе вебинара «Как избавить инвесторов отрасли ВИЭ от земельной волокиты?», который состоялся 21 октября 2020 года.

Он отметил, что процедура оформления земельных участков под размещение проектов ВИЭ занимает длительное время, часто сопряжена с внесением изменений в документы территориального планирования, проведением публичных слушаний. Много времени также занимает получение всех согласований с уполномоченными органами, что несет в себе риск удорожания проекта, усложняет привлечение инвестора в регионы.

Первый заместитель Председателя Комитета по энергетике Госдумы РФ Валерий Селезнев подтвердил, что в России нормативно-правовое урегулирование земли устарело, поскольку не учитывает развитие ВИЭ.

Он предложил рассмотреть возможность введение системы оплаты с разным размером аренды за пользование земельными участками в период девелопмента и строительства объекта ВИЭ и после ввода объекта в эксплуатацию.

«Есть реальные факты, когда инвесторы платят миллионы рублей за землю, на которой только ведутся проектные работы. Необходимо также рассмотреть вопрос преимущественного права предоставления земли под объекты ВИЭ», – сказал Валерий Селезнев.

Он также выступил с инициативой создать на базе РАВИ и Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) «земельный парк», для сокращения периода проектирования и дальнейшего строительства и исключения спекуляции на уровне муниципалитетов.

Кроме того, по мнению Валерия Селезнева, необходимо законодательно закрепить возможность размещения объектов ВИЭ на землях сельскохозяйственного (с/х) назначения.

Напомним, в рамках текущего регулирования, построить объекты ВИЭ на с/х землях невозможно. Эту тему затронули юристы CMS Russia Дмитрий Богданов и Наталья Гегечкори.

По их мнению, необходимо упрощение порядка внесения изменений в документы территориального планирования (глава 3 Градостроительного кодекса РФ) в связи с переводом земель с/х назначения (включая с/х угодья) в земли иных категорий для размещения объектов ВИЭ.

По этому вопросу, принявший участие в вебинаре специалист по земельно-имущественным отношениям отметил: «В случае если изменения в документы территориального планирования поселения вносятся только в части установления зон, предусматривающих возможность размещения ВИЭ, необходимо рассматривать проект внесения изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки поселений только на запрашиваемой территории, а не поселения в целом».

По словам эксперта, специалисты сталкиваются с тем, что при внесении изменений в генплан поселений документы в населенных пунктах часто находятся в ужасном состоянии, приходится разрабатывать их заново. При этом если на этой территории планируется строительство объектов федерального значения, то сроки согласования документации в федеральных органах государственной власти, необходимого в соответствии со ст. 25 Градостроительного кодекса РФ, затягиваются до бесконечности.

Между тем, юристы CMS Russia также считают, что для решения «земельной» проблемы требуется уточнение положений Земельного кодекса РФ (п. 2 ст. 78), разрешающих размещать объекты ВИЭ без перевода земель с/х назначения в земли иных категорий. Необходимо и сокращение срока рассмотрения ходатайства о переводе земель с/х назначения в земли иных категорий (ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 № 172-ФЗ).

В настоящее время на земли сельскохозяйственного назначения приходится 20% от общей площади земель в РФ. Это земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ).

По итогам вебинара АРВЭ и РАВИ приняли решение создать рабочую группу, которой предстоит собрать пакет предложений по предоставлению земельных участков под объекты ВИЭ и дать старт длительному процессу будущих законодательных изменений.


Поделиться