18 мая в Совете Федерации прошел «Круглый стол» на тему «Состояние и перспективы развития микрогенерации в Российской Федерации». Обсуждался очень актуальный вопрос: почему законодательство, регулирующее микрогенерацию существует, а самой микрогенерации нет, что нужно исправить?
Очень нужное и своевременное обсуждение, в нем приняли участие почти все, заинтересованные в появлении микрогенерации в нашей стране.
Что такое микрогенерация на базе ВИЭ? Когда владелец малого ветрогенератора, солнечной панели, микроГЭС, имеет возможность не только производить электроэнергию для собственных нужд, но и продавать её в сеть, получая за это деньги. По существующей сегодня модели любой владелец ветряка или солнечной панели может продавать электроэнергию гарантирующему поставщику энергии по средневзвешенной цене оптового рынка. То есть покупает он ее из сети, например, по 5-7 рублей за 1 кВтчас, а излишки продает по 1,5-2 рубля.
Спору нет, владельцы малых ветрогенераторов или солнечных панелей до сих пор не рассматривали свои приобретения как источник обогащения, а всего лишь как средство сэкономить затраты по сравнению с дизель-генерацией. Но законодатель ставит перед собой амбициозные цели – создание в стране микрогенерации как рынка, способного развивать новые технологии – предоставление домовладельцу права самому генерировать для себя электроэнергию. Но тогда было бы логично сделать это право хоть сколько-нибудь привлекательным и выбор – справедливым. Пусть даже он, владелец, будет обязан приобретать только ветрогенераторы или солнечные панели только российского производства. К слову – до 2008 года в России существовало около дюжины компаний, производящих ветряки от 500 Вт до 20 кВт – как раз для домохозяйства.
Причина временной неудачи в России с созданием микрогенерации отчасти кроется в том, что к процессам малого бизнеса подходят с инструментами большого. Например, причина в том, что т. н. «микрогенератор» может продавать излишки в сеть по оптовой цене, кроется в том, что только т.н. гарантирующий поставщик, поставляющий ему электроэнергию, имеет право приобретать у него излишки. А он, свою очередь, во избежание спекуляций, вправе покупать электроэнергию для перепродажи по оптовым ценам, так как покупает на оптовом рынке. Не укладывается микрогенерация в модель розничного рынка. Только один поставщик, он же покупатель.
Есть еще ограничение в новой модели микрогенерации. Выдаваемая мощность в сеть от генерирующего устройства не может быть более 15 кВт. Такая мощность нужна только одному домохозяйству.
Создавшаяся ситуация не развивает, а напротив, сдерживает развитие рынка микрогенерации. Если обращаться к опыту зарубежных стран, то там, например, есть «зеленый» тариф на продажу электроэнергии от ВИЭ частными домохозяйствами, т.е. выкуп электроэнергии происходит по более высокому тарифу, чем приобретение из сети. А с учетом развития технологии блокчейн можно создать отдельное направление в электроэнергетике: поступление электроэнергии в сеть от множества объектов микрогенерации будут фиксироваться у агрегаторов, которые могут подтверждать «зелёность» электроэнергии и продавать «зеленые» сертификаты тем промышленным компаниям, которые заботятся об экологии и хотят снизить выбросы СО2 или входят в группу RE100.
Российской Ассоциацией ветроиндустрии при поддержке ООО «Альтрэн» – российского центра компетенций по альтернативной и возобновляемой энергетике сформированы следующие итоговые предложения по улучшению законодательства в части развития микрогенерации:
- Рассмотреть возможность установления региональных «зеленых» тарифов или предоставление субсидии на покупку микрогенерации на базе ВИЭ.
- Рассмотреть возможность полного зачета, т. е. оплаты по счетчику только превышения потребления над выдачей. Если выдача больше – то по «зеленому» тарифу.
- Рассмотреть возможность продажи всей электроэнергии от микрогенерации в сеть по «зеленому» тарифу с уплатой налогов на доход.
Надеемся, что нас услышат, в противном случае рынок микрогенерации заработает не скоро.