Утилизация гигантских ветроэнергетических установок – задача не из лёгких. Их лопасти сконструированы таким образом, чтобы выдерживать экстремальные погодные условия, от палящей жары в пустыне до ураганных ветров, а это означает, что их «жизненный путь» почти всегда заканчивается на свалке. По данным исследовательской компании Bloomberg New Energy Finance, как минимум до 2022 г. в одной только Европе ежегодно будет выводиться из эксплуатации примерно 3800 лопастей ВЭУ, поскольку наиболее старые ветроустановки достигли «пенсионного возраста».
Но решение удалось найти начинающей компании родом из Дании: они предлагают измельчить эти лопасти, превратив сверхстойкую смесь стекловолокна и промышленного клея в ограждения, предназначенные для подавления шума от автомагистралей и работающих заводов. Путём применения механизмов того же типа, которые используются на автомобильных свалках, фирма из Копенгагена Miljoskarm может измельчать лопасти на мелкие кусочки размером от 1 до 2 сантиметров. Затем материал укладывают в корпуса также из переработанного пластика, которые блокируют шум на том же уровне, что и аналогичные преграды из алюминия и минеральной ваты, но при этом требуют меньших затрат на техобслуживание.
«Большинство людей при упоминании проблем, вызываемых ветрогенераторами, первым делом называют производимый ими шум», – поделился Якоб Нильсен (Jakob Nielsen), генеральный директор и основатель Miljoskarm. «Поэтому мне очень понравилась мысль превратить их в нечто, что как раз подавляло бы шум. Всё это очень удачно вписывается в концепцию безотходной экономики (экономика с многооборотным использованием продукции)».
Впервые вопрос о том, что же делать с лопастями выводимых из эксплуатации ветроустановок, встал в последние пять лет, когда срок эксплуатации первых ВЭУ, проработавших более двух десятилетий, подходил к концу. Потребность в лучшем решении, чем просто захоранивать их на свалках, неуклонно возрастала, поскольку вместе с ростом числа ВЭУ росло и число используемых на них лопастей. Это и навело компании, представляющие зарождающуюся отрасль, на поиски новых решений по их переработке.
В США компания Global Fiberglass Solutions разработала метод измельчения лопастей до состояния дроби, использующейся в напольных и настенных покрытиях. В Нидерландах работникам архитектурного бюро Superuse Studios удалось измельчить пять списанных лопастей ВЭУ и использовать их детали для создания горок на детской площадке в г. Роттердам. Между тем, компания Miljoskarm рассчитывает переработать в этом году от 50 до 100 тонн материала. Учитывая, что из одной 50-метровой лопасти получается около 15 тонн, это эквивалентно переработке от 3 до 6 единиц.
Величина вредных выбросов при эксплуатации ВЭУ
Около 80 % выбросов углекислого газа в атмосферу за весь срок службы ВЭУ приходится на сырьевые материалы и компоненты.
- Лопасти – 20 %
- Башня – 25 %
- Фундамент – 13 %
- Гондола – 13 %
- Редуктор и вторичный вал – 10 %
- Ступица (хаб) – 5 %
- Ремонт и замена оборудования – 5 %
- Кабельная линия на площадке – 8 %
- Вывод из эксплуатации – 1 %
- Монтаж – 1 %
- Охлаждающая система на верхней крышке корпуса гондолы – 1 %
- Трансформатор на площадке – 1 %
Источник: Vestas, Bloomberg Intelligence. Расчёты основаны на модели ВЭУ «V150-4.2 MW». Диаграмма показывает в процентном соотношении величину вклада конкретного компонента ветроэлектростанции в потенциал глобального потепления.
В настоящее время компания обращается к инвесторам с просьбой о финансировании в размере 1-2 млн. евро (от 1,1 до 2,3 млн. долл. США) для расширения производственных мощностей за счёт ввода в эксплуатацию дополнительных установок. По словам г-на Нильсена, его компания также работает над новыми продуктами, которые, возможно, позволят ей выйти на другие рынки.
«Пластиковым и стеклянным волокнам присущи определённые свойства, препятствующие их разрушению», – заявил он. «Но используя их в шумопоглощающих ограждениях, мы обращаем этот побочный эффект, мешающий их переработке, в весьма полезное качество, которое позволяет им служить долгие годы».
Г-н Нильсен считает, что продукция его компании становится всё более востребованной, так как спрос на подобные противошумовые панели только растёт. Среди потенциальных покупателей – коммунальные учреждения, потому что именно они несут ответственность за установку надёжных барьеров, защищающих населённые пункты, расположенные на обочине крупных магистралей и автодорог. Компания Miljoskarm также поставила панели шумового ограждения ряду промышленных предприятий и частных заказчикам по цене от 100 евро за квадратный метр.
В Европе число людей, подверженных шумовому загрязнению, возрастет к 2030 г., поскольку, согласно прогнозу Европейского агентства по защите окружающей среды (European Environment Agency), использование автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта будет только возрастать. С ним будет расти и уровень шума, даже если, как говорится в исследовании, в течение следующего десятилетия половина автомобилей с двигателем внутреннего сгорания будет заменена электромобилями.
«У нас образуется столько тысяч тонн выброшенных лопастей ветрогенераторов и стекловолокна, что с этим нужно что-то делать», – считает г-н Нильсен. «Просто захоронить всё это на полигонах для отходов – это явно не путь прогресса».
Источник: www.bloomberg.com