Американский энергетический гигант считает, что ВИЭ и аккумуляторные технологии одерживают верх над угольными, газовыми и атомными электростанциями

Опубликовано

Поделиться

Глава NextEra Energy, крупнейшей и наиболее успешной энергокомпании в США, считает, что энергетика находится во власти разительных перемен: расходы при производстве электроэнергии при помощи ВИЭ и накопленной на аккумуляторах – на электростанциях, не пользовавшихся госсубсидиями – становятся ниже стоимости использования природного газа в качестве источника энергии, а также её генерации на ныне функционирующих угольных и атомных электростанциях.

«Мы ясно видим, что использование ВИЭ без субсидий в сочетании с аккумуляторами теперь дешевле как природного газа, так и действующих угольных и атомных электростанций», – заявил на прошлой неделе в ходе беседы с аналитиками на конференции Wolfe Utilities & Energy Conference Джим Робо (Jim Robo), генеральный директор, президент и председатель правления NextEra.

 «И это меняет правила игры», – считает Робо. Настолько, что ВИЭ, скорее всего, заменят угольную генерацию в США в течение одного десятилетия.

Чтобы не вырывать слова из контекста, стоит упомянуть, что NextEra – это огромная компания с годовым доходом в объёме 17 миллиардов долларов США, энергетическими активами с совокупной мощностью 46 ГВт и 14 000 сотрудников, а также рыночной стоимостью около 114 миллиардов долларов США.

В двух словах, объёмы компании сопоставимы с объёмами энергетической сети такой страны, как Австралия.

Робо отметил, что, по прогнозам Управления по информации в области энергетики Министерства энергетики США, к 2030 г. доля ВИЭ на крупнейшем в мире рынке электроэнергии может составить 35 %. По его же собственным прогнозам, к 2030 г. этот показатель может составить 50 %, а к 2050 г. – 70-75 %.

«Я думаю, что это более чем осуществимо, и это позволит освободить Америку от огромного количество вредных выбросов в атмосферу. В то же время по всей стране снизятся тарифы на электроэнергию.

И это именно то, что, по моему мнению, люди до сих пор не до конца осознали – можно иметь экологичную и в то же время экономную генерацию: это просто потрясающе для потребителя, прекрасно для окружающей среды и великолепно для акционеров».

Комментарии Робо важны по ряду очевидных причин. Пристальные наблюдатели за энергетическим рынком США уже сейчас знают, что стоимость ветро- и солнечной генерации резко упала, а на последних тендерах по продаже энергии, мощность которой контролируется диспетчером (англ. dispatchable energy) возобновляемые источники энергии и проекты аккумуляторных батарей вытесняют газ, который в США стоит значительно дешевле, чем в той же Австралии.

А тот факт, что ВИЭ и аккумуляторы без дополнительных финансовых стимулов в состоянии вытеснить действующие угольные и атомные электростанции, большинство из которых полностью изношены, не менее примечателен. Как и замечение Робо о том, что «можно быть экологичным и незатратным» одновременно. А также, как он отметил, можно обеспечить надёжное энергоснабжение.

«Доля использования угля в качестве источника генерации по-прежнему составляет около 35 % (по данным прошлого года), и, по нашему мнению, ВИЭ могут заменить почти весь этот объём к 2030 г.», – заявил Робо в ответ на один из вопросов.

«Если рассматривать ветровую и солнечную энергию в паре с аккумуляторной батарей, то приходит понимание того, что новые объекты обойдутся дешевле, чем эксплуатационные расходы на существующие, работающие на угле.

Таким образом, с экономической точки зрения очень мало причин продолжать эксплуатацию этих объектов; с точки зрения надёжности – ещё меньше, а с экологической – и подавно.

Итак, мы наблюдаем там существенный сдвиг в представлении об объёмах угольной генерации в стране, которые будут постепенно выведены из эксплуатации к 2030 г.».

Даже в Австралии положительный экономический эффект сочетания  возобновляемых источников энергии и аккумуляторов признаётся CSIRO (Государственное объединение научных и прикладных исследований) и Австралийским оператором энергетического рынка, большинством крупных энергопредприятий страны, а также ведущими аналитиками.

Но он ещё не получил широкого признания ни в общеполитической дискуссии, ни даже в ведущих СМИ страны. Федеральные власти рассматривают в качестве альтернативы ядерную энергетику, несмотря на то, что стоимость новых объектов атомной энергетики во много раз превышает стоимость ВИЭ и аккумуляторов, даже при цене на углеродные квоты, которая лишь уменьшит разницу в стоимости угля.

В своём выступлении в Сиднее утром 9 октября министр энергетики Ангус Тейлор (Angus Taylor) повторил собственное мнение о том, что объём солнечной и ветровой генерации в системе – который составляет около 15 % – уже слишком велик, и заявил, что «единственными реалистичными вариантами для достижения стабильности энергосистемы являются уголь, газ и гидроэнергия». И ни слова об аккумуляторах.

Робо же в свою очередь считает, что расходы на аккумуляторы продолжают снижаться, и масштабы необходимости применения этой технологии зачастую понимаются неверно. «Для первых 1000 МВт потребуются, вероятно, не более чем 2-часовые батареи, чтобы по-настоящему «покрыть» часы пиковых нагрузок», – заявил он.

«Поэтому я, правда, не считаю, что для обеспечения доли ВИЭ в объёме 70-75 % требуются фундаментальные изменения при существующих параметрах сети.

Что я имею в виду: мы сейчас можем наблюдать целые регионы, в которых доля ВИЭ в общей генерации в периоды до нескольких дней составляет гораздо больше 50 %: Техас и Юго-Западный электроэнергетический пул (англ. South-west Power Pool, сокр. SPP).

Итак, мы точно знаем, что можем управлять сетью в дни с очень сильным ветром и весьма неплохими остальными погодными условиями. Так что можно управлять системой при таких условиях, и при этом резерв в этих системах крайне мал. Таким образом, мы считаем, что 4-часовые батареи – «золотая середина» для большинства систем, которые мы смоделировали. И для их внедрения не требуется ступенчатое изменение».

Тем не менее, Робо не нравится возведение целей в абсолют, например, достижения 100 %-ной доли ВИЭ; он утверждает, что при 70 % использовании ВИЭ вредные выбросы будут уже в значительной степени сокращены и что…

«…одной из причин, почему достижение 100 % невозможно, является то, что это невозможно в принципе: аккумуляторы, которые потребуются для этого, будут просто огромными, не говоря уже о периодах, когда ветер не дует в течение длительного времени, например, по ночам. И именно в этом 100 % доля ВИЭ будет обходиться очень дорого.

Система энергоснабжения, в которой 75 % электричества генерируется с помощью ВИЭ, обойдётся дешевле, чем имеющиеся. И замещать этот остаток с экономической точки зрения не имеет большого смысла.

Вопрос генерации на 100 % от того или иного источника не должен быть навязан по указанию свыше. Такой подход плох как с экономической стороны, так и с политической. И я думаю, в конце концов, в долгосрочной перспективе экономика окажется в выигрыше».

Робо считает, что перспективы существующих АЭС в США неоднозначны. В одних регионах атомные станции, которыми владеет и управляет его компания, могут конкурировать с ВИЭ-объектами, а в других, таких как штат Айова, где, по его словам, стоимость ветровой энергии в комбинации с аккумуляторами составляет около $20/МВт·ч, а денежные эксплуатационные расходы на существующие атомные станции – около $35-$40/МВт·ч, последние уступят «пальму первенства».

Компания реализует два комплексных проекта, использующих аккумуляторные технологии, энергию ветра и солнца – один в штате Орегон, другой – в Оклахоме –, а также строит самый большой аккумулятор в мире во Флориде в районе залива Мэнати-Бей. Это двухчасовой аккумулятор мощностью 400 МВт, который будет запущен в эксплуатацию в 2021 г.

Тим Бакли (Tim Buckley), директор по исследованиям в области финансирования энергетики института экономики энергетики и финансовой аналитики (англ. сокр. IEEFA), на слушаниях по ядерным исследования федерального правительства, прошедших в Сиднее 9 октября, заявил, что комментарии Робо важны тем, что, несмотря на то, что они и звучали как «зелёная “отрешённая” риторика», тем не менее это были слова директора самой большой и успешной энергокомпании в США.

«Рынки ценных бумаг и корпорации заправляют процессом, технологии переходят в разряд прорывных инноваций, в то время как власти стран остаются далеко позади, цепляясь за свои устаревшие взгляды на мир. Пусть в данном случае мы говорим о США, но то же самое относится и к Австралии», – поведал он корреспонденту «RenewEconomy».

Бакли отметил, что ветровая и солнечная генерация в США сейчас достигает цен порядка 20-30 долларов/МВт·ч (включая 30 % налоговой скидки на капиталовложения). Срок действия этой скидки истекает после 2020 г., но в NextEra очень уверенно заявляют, что при вероятности сохранения ежегодного сокращения расходов на 10 %, к 2022 или 2023 г. стоимость электроэнергии, произведённой на несубсидируемых ВИЭ-объектах, вернётся к ~20-30 долларам/МВт·ч, либо ~30-40 долларам/МВт·ч.

«По мере того, как США начнут экспортировать огромные объемы СПГ, цены на газ на внутреннем рынке США, вероятно, вырастут. По данным NextEra, к 2030 г. использование угля прекратится, а затем начнет постепенно уходить в Лету атомная энергетика, а после неё – и газ».

Также он отмечает, что случай NextEra – далеко не единичный. Ещё две крупные энергокомпании за последние две недели взяли на себя аналогичные обязательства – значительно увеличить свои инвестиции в ветровые, солнечные и аккумуляторные технологии, а также досрочно закрыть угольные электростанции.

Pacificorp, работающая в шести западных штатах США, на прошлой неделе обнародовала свой 20-летний план «минимальных издержек», в котором обозначены огромные инвестиции в солнечные, ветровые и аккумуляторные технологии, а также досрочное закрытие нерентабельных угольных электростанций. В восточных штатах компания Duke Energy также ускорила закрытие своего портфеля угольных электростанций в рамках планов по сокращению к 2030 г. вредных выбросов в атмосферу на 50 %.

Источник: reneweconomy.com.au


Поделиться