В Германии собираются повысить целевые показатели использования ВИЭ, чтобы достичь поставленных целей по недопущению изменения климата

Опубликовано

Как стало известно из просочившейся в прессу информации о новом законопроекте немецкого правительства, до 2030 г. Германия теперь планирует обеспечить ежегодный ввод 20 ГВт установленной морской ветроэнергетической мощности и 3,9 ГВт – наземной.

Так называемый «климатический кабинет» канцлера правительства Германии Ангелы Меркель в рамках принятия широкомасштабного экологического и энергетического пакета мер повысил долгосрочные целевые показатели по вводу новых морских ветроэнергетических мощностей в стране, а также поднял «потолок» объёма поддержки солнечной энергетики.

Однако не сразу стало ясно, учитывался ли в законопроекте также и дополнительный рост числа объектов наземной ветроэнергетики и солнечной энергетики.

Пакет мер направлен на то, чтобы Германии удалось достичь амбициозных целей по защите климата до 2030 г., а доля возобновляемых источников энергии в энергобалансе к тому времени составила 65 % (для сравнения: в 2018 г. она составляла 38 %). В нём также предусмотрены меры в отношении транспорта, промышленности и сельского хозяйства.

Своеобразными «краеугольными камнями» программы по защите климата 2030 г. являются планы Берлина по увеличению до означенной даты объёма морской ветроэнергетики до 20 ГВт установленной мощности (т.е. выше планировавшихся ранее 15 ГВт) и удовлетворению давних требований представителей промышленности.

В BWO (ассоциация немецких компаний-операторов морских ветропарков) заявили, что даже если при помощи введения 5 ГВт дополнительных морских мощностей не удастся обеспечить успешный переход страны к возобновляемой энергетике, эта мера является важным шагом к достижению доли ВИЭ в генерации в объёме 65 %.

По мнению BWO, операторам ветроэлектростанций и сетевым компаниям, федеральным властям, а также властям отдельных земель теперь придётся решить, как претворить в жизнь эти выросшие целевые показатели.

«Операторы морских ветрлэлектростанций давно предлагали подобную встречу и поэтому готовы к конструктивному сотрудничеству», – считает гендиректор BWO Уве Кникрем (Uwe Knickrehm).

Согласно более полной версии законопроекта на 139 страницах, попавшей в руки издательства «Recharge» в четверг, в пакете мер также предусмотрен рост числа вновь вводимых объектов морской ветроэнергетики, выставленных на тендер: 3,9 ГВт в год вместо выставлявшихся до настоящего момента 2,9 ГВт, что означает достижение совокупного объёма установленной мощности морской и наземной ветроэнергетики в размере 80 ГВт.

Как заявил пресс-секретарь немецкой ассоциации ветроэнергетики (BWE), в пятницу днём ещё не было окончательно ясно, придерживается ли коалиция также и позиции по наращиванию наземных ветроэнергетических мощностей, или же планирует вычеркнуть эту часть из «климатического» пакета мер.

После серьёзного лоббирования со стороны представителей ветроэнергетического сектора, правительство, согласно имеющейся информации о законопроекте, посчитало также необходимым устранение препятствий развитию наземной ветровой энергетики, кроющихся в непростых процессах разработки проектов и выдачи разрешений на строительство, а также в проблеме доступности площадок для объектов ветроэнергетики, что делает это развитие недостаточно активным.

Власти также планируют поддержать реконструкцию тепловых электростанций, улучшить координацию между программами по защите климата и животных видов, ускорить процедуру разработки проектов и улучшить «совместимость ветроэнергетики и авиации» – всё это требования, выдвинутые отраслевиками в последнее время.

В первом полугодии этого года совокупный рост установленной мощности наземной ветроэнергетики Германии снизился до едва заметных 287 МВт, что является самым низким показателем с 2000 года. Это обстоятельство посылает тревожный сигнал всему европейскому ветроэнергетическому сектору.

К ужасу ветроэнергетиков, в те самые «краеугольные камни» климатической программы, которые были представлены в пятницу, также входит и норма о минимальном расстоянии между новыми ветроэлектростанциями и населёнными пунктами – не менее 1 км.

Однако отдельные федеральные земли в течение полутора лет после того, как новая норма станет законом, имеют право устанавливать в качестве минимума меньшие расстояния.

Так или иначе, представители «зелёной» энергетики остались разочарованными.

 «Все эти «краеугольные камни» – это программа по предотвращению [роста] ветроэнергетики», – предостерегает руководитель по энергетической политике «Гринпис» Марсель Кайффенхайм (Marcel Keiffenheim).

«Для роста наземной ветроэнергетики этот документ означает не что иное, как заявление о несостоятельности со стороны властей».

Что касается солнечной энергетики, власти, согласно ставшей доступной в четверг (19 сентября) информации о законопроекте, ставят перед собой цель увеличить ежегодный прирост соответствующей установленной мощности до 3,5 ГВт вместо 2,5 ГВт, с тем чтобы к 2030 г. возможно было достичь суммарной мощности 85 ГВт.

В пятницу также было неясно, рассматривались ли более высокие темпы роста солнечной энергетики.

В то же время законопроектом утверждён отказ от лимита на установленную мощность солнечной энергетики в объёме 52 ГВт, по достижении которого господдержка проектов бы прекращалась. Ожидается, что этот объём будет в скором времени достигнут, возможно, даже в следующем году.

Благодаря этим более высоким целевым показателям выбросы вредных веществ в атмосферу, ответственность за которые лежит на плечах немецкого энергетического сектора, должны уменьшиться на 43-51 млн тонн CO2 по сравнению с вариантом развития событий, не предусматривающим существенных изменений, а всего выбросы в энергетическом секторе снизятся до 175-183 млн тонн в 2030 г. Этот показатель будет на 61-61 % меньше, чем в 1990 г.

Начиная с 2021 г. и далее власти также планируют постепенно ввести цену на CO2 для сектора транспорта и теплоснабжения, которая до сих пор не внедрена в Европейскую систему торговли выбросами парниковых газов (ETS).

Первоначально она составит 10 евро за тонну выброшенного CO2, а затем постепенно вырастет до 35 евро за тонну CO2 в 2025 г.

Христианско-демократической союз (ХДС), ранее возглавляемый Меркель, их баварские союзники из Христианско-социального союза (ХСС) и партнёр по коалиции, социал-демократы (СПДГ) провели бόльшую часть ночи и всё утро за переговорами, чтобы наиболее точно доработать пакет правительственных мер.

Пятничное заседание «климатического кабинета» сопровождалось массовыми уличными акциями протеста, организованными активистами движения «Пятницы ради будущего» (Fridays for Future) в сотнях немецких городов.

Источник: www.rechargenews.com