Изобретатели. Пятое колесо или двигатель?

Опубликовано

В очередной раз в РАВИ получили описание нового изобретения – ветрогенратора, защищённого патентом. В описании приводятся аргументы об исключительной эффективности, превосходящей в разы существующие аналоги. Аргументы весомые и безапелляционные: “по нашим расчетам”. Автор занимает активную позицию: “при надлежащем финансировании коллектив берется изготовить опытный образец для испытаний и выпустить пробную партию высокоэффективных ветрогенераторов, способных снизить стоимость производства электроэнергии в разы”. 
К изобретателям можно относиться свысока, мол не то время, нужно иметь навык привлечения средств в свои проекты, нужно уметь продавать свою идею. Все это верно. Но верно так же и то, что творчество и продажи – два разных вида деятельности, как правило, не свойственных одному человеку. Тому множество примеров и на ветроэнергетическом рынке: глава одной известной на российском рынке уже крупной ветроэнергетической компании – талантливейший конструктор, дважды был банкротом, прежде чем  разделил акции компании на четверых, закрепив за каждым отдельное направление и компания нашла мощного партнера.
Известные нам великие художники и писатели, творческие люди, к сожалению, редко бывают состоятельными людьми при жизни. Исключительны случаи, когда творец-мыслитель имеет талант продавца или встречает на своем жизненном пути состоятельного единомышленника. Советский период нашей истории способствовал изобретательству и рационализаторству – на предприятиях СССР рационализаторство поощрялось материально и государство таким образом брало на себя ответственность за развитие изобретательской мысли. Мы еще встречаем среди мыслящих людей творческие личности, которые еще стремятся реализовать себя по похожей модели, апеллируя к государственным органам и общественным организациям за поддержкой, не обращая внимания на отсутствие привычной ранее системы поощрения, но таких людей все меньше по понятным причинам.
Удел современного изобретателя – взаимодействие с бизнесом, с компаниями, заинтересованными не в спонсировании изобретателей, а в монетизации их идей. Либо же такие идеи рождаются внутри самих компаний, когда их акционеры или владельцы позволяют себе отвлечься от привычной деятельности и выйти за пределы рыночной ниши. Надо смотреть трезво на такие явления – зачастую это приводит к потере средств, либо даже к банкротству, поскольку увлечение, как и любовь – занятие затратное. Погружение в новую технологию требует инвестиций как времени, так и значительных денежных средств. И рождение успешного продукта в таких случаях – скорее исключение, чем правило.
РАВИ, взяв на себя обязанность развития ветроэнергетического рынка в России, осознает свою ответственность за развитие и сектора так называемой “малой ветроэнергетики”. Мы не ставим себе целью извлечение прибыли из идей изобретателей, но чувствуем способность ассоциации создать площадку для взаимодействия творческих людей и бизнеса. Первым мероприятием, которое послужит началу создания такой площадки, будет встреча «Малая ветроэнергетика», которая пройдет в МЭИ 15 марта. Мы приглашаем всех, кто увлечен созданием или использованием малых ветроэнергетических систем, принять участие в мероприятии. Вход бесплатный.