Работа производителей ветрогенераторов «по-прежнему недостаточно прибыльна относительно того, сколько им требуется для выживания на рынке», поскольку стоимость разработки новых моделей не окупается их продажами, как указано в свежем докладе.
В начале этого десятилетия между производителями оригинального оборудования (OEM-фирмами) и компаниями, входящими в логистическую цепочку, ожидается бо́льшая консолидация
Согласно докладу «IntelStor», консалтинговой компании, основанной Филипом Тотаро (Philip Totaro), ветроэнергетику ждёт уменьшение абсолютного числа OEM’ов и небольших предприятий производственно-сбытовой цепочки, так как в начале следующего десятилетия давление на цены вызовет рост числа сделок по слиянию и поглощению компаниями друг друга.
Исследование, представленное в докладе фирмы – «Инновационные тренды в мировой ветроэнергетике» (Global Wind Energy Innovation Trends) – сообщает, что при историческом максимуме числа производителей ветрогенераторов в 200 наименований на сегодняшний день существует лишь 37 компаний, из которых только 18 «достигли положительной доходности акционерного капитала, полученной из продаж как минимум одного типа продукта».
Кроме того, из 1 200 моделей ветроустановок, продававшихся в течение последних 40 лет, всего лишь 11,6 % (т.е. около 140 наименований) достигли общего положительного результата по доходности акционерного капитала.
В «InterStor» подсчитали, что у большинства OEM’ов «общий положительный результат по доходности капитала на каждую единицу сбытого продукта составляет менее 50 %».
«Рост капитальных затрат на разработку новых продуктов вызывает конкурентное давление между ОЕМ’ами и способствует увеличению числа сделок по слиянию и приобретению компаний.
Себестоимость вывода на рынок 10-киловаттного генератора значительно ниже таковой для 5-мегаваттного.
Далеко не у каждого производителя имеются достаточный капитал и устойчивые показатели статей баланса, чтобы соревноваться в выводе новых продуктов на рынок», – считают авторы доклада.
Для разработки «с чистого листа» новой наземной ветроэнергетической установки мощностью 4-5 МВт, в которую будут входить НИОКР, испытательные мероприятия и формирование сети снабжения, по мнению «IntelStor», потребуется 120-150 млн долларов.
Таким образом, чтобы продукция вышла на самоокупаемость, необходимо продать 340-450 её единиц.
В докладе также указано, что «успехов в продажах тяжело достичь, если у компании нет глобально ориентированной стратегии поддержания уровня сбыта для данной конкретной модели».
«Одного желания продавать свой продукт во всём мире недостаточно. Необходимы конкретные шаги, чтобы определиться партнёрами на этапе разработке модели, запланировать проектные площадки и произвести обзор конкурентов.
Первым делом требуется оценить текущую ситуацию на рынке. Первый вопрос, который должен стоять перед OEM – есть ли среди его линейки товаров конкурентоспособные?».
В середине текущего десятилетия произошёл всплеск сделок по слиянию и поглощению на уровне OEM-компаний: «Siemens» и «Gamesa» объединились, «GE» выкупила контрольный пакет акций энергетического бизнеса компании «Alstom», «Nordex» и «Acciona Wind Power» объединили свои модельные ряды, а «Enercon» взяла под контроль «Lagerwey».
Помимо этого, «GE» приобрела «LM Wind Power» и «Blade Dynamics», «Nordex» выкупила датскую фирму «SSP Technology», занимавшуюся проектированием лопастей, «Vestas» купила «Availon», «Utopus Insights» и «UpWind Solutions», а «Senvion» присоединила компанию по производству лопастей «Euros Group».
Практически все крупные ОЕМ’ы сообщили о падении цен на ветрогенераторы в течение последних полутора лет; средняя цена продажа наземных механизмов упала на 20 %, доходная часть – на 30 %.
Это будет иметь последствия для всех участников производственно-сбытовой цепочки, поскольку борьба за конкурентноспособность ветроэнергетики с остальными видами генерации, в условиях отсутствия субсидирования, наносить ущерб прибыльности.
Источник WindPower Monthly