Ископаемые энергоносители обеспечивают до 40 % электричества, вырабатываемого в стране, в то время как не утихают споры о дате прекращения их использования.
В Германии принято долгожданное решение к 2038 г. избавиться от необходимости эксплуатации угольных электростанций, загрязняющих окружающую среду; оно является результатом масштабной работы европейских стран, направленной на достижение целей Парижского соглашения (по снижению углекислого газа в атмосфере с 2020 г.).
Германия – последний оплот угольной энергетики в северо-западной части Европы; самый «грязный» из ископаемых энергоносителей удовлетворяет почти 40 % энергопотребления страны. Для сравнения электростанции на угле обеспечивают лишь 5% потребления в Великобритании, в которой планируют полностью отказаться от этого источника энергии к 2025 г.
В ходе переговоров, затянувшихся на всю ночь, немецкая комиссия по прекращению использования угля в составе 28 членов – представителей промышленности, политиков и негосударственных организаций – которые с прошлого лета тщательно прорабатывали график отказа от угольной энергии, установила в качестве окончательного срока 2038 год.
Ханс Йоахим Шелльнхубер (Hans Joachim Schellnhuber), член комиссии и консультант канцлера Германии Ангелы Меркель (Angela Merkel), заявил: «Это важный шаг на пути к той эпохе, когда ископаемые энергоносители станут достоянием прошлого, шаг, который также открывает новые перспективы причастным регионам – их ждут структурные изменения в экономике, переведённой на инновационные рельсы». Также он указал, что достичь консенсуса в выборе окончательной даты отказа от угля было нелегко.
Штефани Лангкамп (Stefanie Langkamp), эксперт по углю «Немецкого климатического альянса» с осторожностью приветствовала принятие этого решения.
Она заявила: «Это замечательно, что давно назревший вопрос отказа от угля начал решаться и что перед регионами открываются новые перспективы. Но налицо явная опасность экологического кризиса, и поэтому подходить к её предотвращению нужно было гораздо более энергично».
С другой стороны в «RWE» (прим.: немецкая энергокомпания), в управлении которой находится большое число угольных электростанций по всей стране, заявили, что 2038 год – это «слишком рано» для компании и возможный пересмотр даты в 2032 г. даёт шанс отодвинуть окончательные сроки. В заявлении компании говорится, что предложения «будут иметь далеко идущие последствия для энергетического сектора Германии и, в частности, для самой «RWE».
Генеральный директор «RWE» Рольф Мартин Шмитц (Rolf Martin Schmitz) сделал оговорку о том, что план по отказу от использования угля будет иметь «серьёзные последствия» для той сферы деятельности компании, которая завязана на сжигании чёрного лигнита или бурого угля.
Члены профсоюзов работников угольной промышленности в минувшую пятницу встретили решение комиссии проведением в Берлине демонстрации, на которой звучали лозунги «против» форсирования отказа от угля.
Одновременно с ней в немецкой столице тысячи детей школьного возраста приняли участие в акции протеста с призывами прекратить использовать уголь, чтобы избежать глобального потепления.
Согласованный комиссией по углю окончательный документ, с которым ознакомился «The Guardian», занимает 336 страниц и предусматривает сокращение мощностей угольной энергопромышленности Германии, которые на данный момент составляют 42,6 ГВт, до 30 ГВт к 2022 г. и до последующих 17 ГВт к 2030 г. Решение будет официально опубликовано в следующую пятницу.
В «Гринпис» призвали к переносу сроков на 2030 г., в то время как остальные природоохранные организации выдвинули предложения о переносе на 2035 г. Почти три четверти опрошенных немцев считают, что отказ от использования угля в скором времени – это важный вопрос, о чём свидетельствуют данные опроса 1285 человек, проведённого телекомпанией «ZDF».
Дейв Джонс (Dave Jones), аналитик из лондонского отделения брюссельского аналитического центра «Sandbag», делится: «2035 г. – это действительно амбициозный шаг. Более важный вопрос – как быстро этого на самом деле удастся достичь [например, промежуточных целей]».
Комиссия заявила, что предпочтительным резервным источником энергии для Германии станет газ, а не уголь, что сделает энергосистему страны более похожей на британскую.
Меркель, выступая на международном форуме в Давосе на прошлой неделе, заявила, что, поскольку страна оставляет уголь позади и закрывает последние АЭС в 2022 г., «ей понадобится больше природного газа, и цены на электроэнергию при этом должны оставаться доступными». Правительство канцлера стремится увеличить долю возобновляемых источников в электроснабжении с теперешних 38% до 65% в 2030 г.
Одной из наиболее острых проблем стала компенсация, которую необходимо будет выплатить энергетическим фирмам за закрытие угольных электростанций до завершения реального срока их эксплуатации.
По планам комиссии на эти цели должно быть выделено около 40 млрд евро. Представители энергетического сектора рассчитывали на 60 млрд евро. Госсекретарь Германии по энергетике Томас Барейс (Thomas Bareiß) заявил, что хоть отказ от использования угля и необходим, этот «переход [к современным методам получения энергии] будет очень дорогим».
Источник The Guardian. Перевод – РАВИ