Рост общей мощности всех ветроустановок в мире должен в очередной раз преодолеть рубеж в 60 ГВт, и это произойдёт в 2019 г., считают в «Глобальном Совете по Ветроэнергетике» (GWEC).
Как следует из «Отчёта по развитию мировой ветроэнергетики-2018», подготовленного GWEC, вновь вводимые мощности 2018 г. останутся на уровне, аналогичном показателям 2017 г., и составят 52,5 ГВт.
Такая ситуация сложилась ввиду того, что существует «пробел в политике», в результате которого в Индии обратились к тендерам, что означает затишье на местном рынке в 2018 г., а также из-за того, что ведущие рынки Европы вводят меньше установок, чем в предыдущие годы.
И тем не менее, начиная с 2019 г., GWEC ожидает в отрасли «скачок роста», который в 2020 г. приведёт к ежегодному приросту общей мощности более, чем на 60 ГВт.
«Негативные последствия мирового финансового кризиса, имевшего место в прошедшем десятилетии, выразились в ежегодном росте в объёме 40 ГВт (за период 2009-2013 гг.)», – комментируют в GWEC.
«Преодоление рубежа в 50 ГВт впервые с 2014 г. и установление отраслью рекорда в 60 ГВт стали возможными благодаря аномально высоким темпам введения в эксплуатацию новых установок в 2015 г. в Китае».
«Новой нормой» в 2016 г. для рынка стал рост, немногим превышающий 54 ГВт; 2017 г. не стал исключением, и такие же показатели ожидаются в 2018 г.», – говорится в докладе.
«Рынок ожидает ежегодный рост в 2018 и 2020 гг., когда будет преодолён 60 ГВт-ный барьер; в следующем десятилетии рынок продолжит расти, пусть медленно, но верно»..
«К концу 2022 г. ожидается, что общая накопленная мощность всех установок составит 840 ГВт». В GWEC напоминают, что общая накопленная мощность по состоянию на конец 2017 г. составляла 539,1 ГВт.
На кого следует обратить внимание
GWEC также назвала 4 рынка, которые, как считается, к 2030 г. смогут играть «решающую роль» в отрасли: Аргентина, Россия, Саудовская Аравия и Вьетнам.
Аргентина
Непреходящий финансовый кризис бросает тень на прошлое Аргентины: страна была не в состоянии выполнять обязательства по займам в течение двух десятков лет, что отпугивало инвесторов.
В то же время с момента избрания в 2015 г. на пост президента Маурисио Макри «в стране всё делается, как следует», – считают в GWEC.
Недавние подвижки в отношении тендеров, а также изменения в политике, привели к тому, что на данный момент в Аргентине налаживается система снабжения электроэнергией в объёме 3 ГВт, а у рынка есть потенциал роста в 1 ГВт энергии ежегодно.
В GWEC считают, что южноамериканская страна обладает вполне достаточным количеством ветряных ресурсов для снабжения электроэнергией целого региона, но чтобы потенциал не оставался лишь таковым, необходимы «внушительные инвестиции в инфраструктуру энергопередающих сетей».
Россия и Саудовская Аравия.
Ни для кого не секрет, что как Россия, так и Саудовская Аравия владеют обширными запасами возобновляемых источников электрической энергии.
Тем не менее, всё большему использованию энергии ветра и солнца мешают зависимость от сероводородных носителей.
GWEC приводит слова из официальной российской экспертизы, проведённой 10 лет назад и затрагивающей вопрос использования ветроэнергоресурсов, в которой заявляется о возможности генерации 80 тыс. ТВт*ч энергии ежегодно, что троекратно превышает мировое потребление.
Текущие технологии, не говоря о технологиях будущего, могут позволить развить этот потенциал ещё больше.
Ситуация, при которой в прошедшем году в России на тендеры по введению в эксплуатацию в течение следующих пяти лет было выставлено 1,65 ГВт мощности, внушает умеренный оптимизм.
Компании, названия которых знакомы каждому в отрасли, в частности «Vestas», «Siemens Garnesa» и «Enel», «отважились на решительный шаг» в сторону рынка, хорошо известного своими «подводными камнями».
Это дало GWEC основания полагать, что рынок ожидает «экономический подъём», который в той или иной форме произойдёт в течение ближайших пяти лет.
«У них громадные ресурсы, причём в России теперь достаточно заинтересованных компаний, как государственных, так и частных… Во что это выльется, остаётся только гадать, но если мы хотим смотреть в будущее энергетики с уверенностью, России придётся внести свою лепту: если страна пойдёт этим путём, она от этого только выиграет, и значительно», – заявили в «Глобальном Совете».
Аналогичная чрезмерная зависимость Саудовской Аравии от нефти и газа, сложившаяся за последние пару десятилетий, на данный момент является проблемой, которую государство пытается решить. Заявленными целями стали 3 ГВт к 2020 г. и 9,5 ГВт – к 2023 г.
Особенно привлекательным для страны является использование солнечной энергии, но, будучи расположенной на побережье Красного моря, она также располагает превосходными ветроэнергоресурсами. С другой стороны, «непомерно строгие» местные протекционистские законы затормозят развитие.
«Она представляет собой потенциальный крупный рынок недалеко от Европы, который в случае необходимости может быстро передислоцироваться. Этот рынок может удивить, как в плохом, так и в хорошем смысле, но только не нерешительных и осторожных», – считают в GWEC.
Вьетнам
В особенности перспективным рынком является Вьетнам, учитывая его потенциал по внедрению морских и наземных ветроустановок.
GWEC также отмечает, что показатели качества ветроэнергоресурсов страны являются одними из лучших в регионе, а потребность в электроэнергии возрастает на 10 % в год.
Однако, как заявляет GWEC, ограниченность возможностей местного финансирования означает возникновение валютных рисков для зарубежных инвесторов и производителей, не говоря о типичных рисках, сопутствующих вхождению на новые рынки.
Кроме того, энергетические сделки в стране не являются «заведомо прибыльными» по международным стандартам – отмечает GWEC – что выдвигает на передний план выделение льгот.