Как известно, поддержка ветроэнергетики в России осуществляется по так называемой модели ДПМ до 2024 года. Общий объем поддержки составляет 3350 МВт, проекты отбираются на конкурсе (КОМ) один раз в год на пять лет вперед. Не отобраны порядка 900 МВт, из которых около 700 должны будут отобраны на КОМ – 2018. в мае-июне этого года. По информации из НП Совет Рынка уполномоченном проводить конкурс отбора проектов, в первой декаде марта будет объявлена величина отбора на 2019-2023 годы. Конкурс 2019-го года должен стать, как говорят авиаторы “крайним” на первом этапе поддержки ВИЭ в РФ.
Нужна ли поддержка ВИЭ и ветроэнергетики в частности, после 2024 -го года? И если да, то каковы шансы, что она будет продолжена?
Государство поддерживает ВИЭ с целью развития новой отрасли промышленности и энергетики, получения соответствующих дивидендов в виде налоговых и иных поступлений. Ветроэнергетика становится драйвером многих выгод для экономики России. По словам Алишера Каланова, руководителя Блока развития перспективных проектов в ТЭК УК «РОСНАНО», совокупный долгосрочный положительный эффект от продления программы поддержки ВИЭ составит порядка 7 трлн рублей, а налоговые поступления составят порядка 1.5 трлн.рублей. Это достаточно серьезные аргументы для положительного ответа на вопрос. Необходимость продления поддержки ветроэнергетики после 2024 года также продиктована, составом инвесторов, заинтересованных в развитии этого энергетического бизнеса, среди которых не только частные компании: Фортум (член РАВИ), Enel, но и государственные – ГК Росатом и УК Роснано. Почему необходимость? Уже не только потому, что за эффективность вложения средств своих акционеров большой бизнес борется агрессивно и умело, но и потому, что в ветроэнергетику вложены большие государственные средства и результативность такого вложения уже продиктована государственными законодательными актами высшего порядка.
Развитие бизнеса инвесторов по строительству ветропарков возможно только при своевременной поставке ветрогенераторов, локализация которых в свою очередь, продиктована законодательно. Следовательно, вероятность продления поддержки ветроэнергетики подкрепляется и объемами вложений в локализацию производства компонентов для ветрогенераторов со стороны вендоров – производителей. Российское законодательство требует беспрецедентно высокого для мировой практики уровня локализации ветропарков – она должна достигать 65% после 2019 года, из которых 21% – работы, а 44% – изделия: башни, лопасти и другие материалы и законодатель подробно описал свои требования к их производству. Зачастую локализация производства компонента требует больших вложений со стороны вендора в производственные мощности локального партнера, как например, в Ульяновске производственный корпус завода Аэрокомпозит, в котором планируется производить элемент ветрогенератора с самой высокой степенью локализации – лопасти (18%), реконструируется за средства компании Vestas (член РАВИ). Отрадно, что практически все компоненты для ветрогенераторов могут быть произведены отечественными промышленными предприятиями, о чем свидетельствует реестр производителей компонентов РАВИ, постоянно пополняемый. Кстати, в апреле этого года во время проведения первой ветроэнергетической выставки в России намечается проведение “Дня поставщика“, на котором у всех претендентов производства компонентов для ветрогенераторов будет возможность представить свою продукцию представителям производителей ветрогенераторов при личной встрече “с глазу на глаз”.
Об объемах поддержки. Текущая модель законодательства предусматривает ввод около 500 МВт ветропарков ежегодно. По оценке РАВИ, такие объемы ввода в состоянии “поддержать” бизнес трех производителей ветрогенераторов, но никак не привлечь на рынок новых. Рынок – это множество участников, каждый из которых конкурирует с другим, предлагая своему инвестору более выгодные условия. И не только это обстоятельство требует привлечения новых игроков. Например, историческая территория развития ветроэнергетики в бывшем СССР – Крым имеет исключительно удобные природно-климатические условия и может вернуть себе лавры родины применения этой технологии. И кроме того, энергодефицит Крыма на сегодня составляет 500 МВт, который полностью может быть восполнен, с учетом местных условий, строительством 1500 МВт ветропарков. Крым – территория особенная и с точки зрения политической, работать на ней могут только компании с так сказать, санкционным иммунитетом, которым, к сожалению, не располагает ни один из европейских вендоров. Законсервированные мощности промышленных предприятий Крыма могут стать площадкой для организации производства компонентов для ветрогенераторов, обеспечивая требования локализации и создавая несколько тысяч рабочих мест на предприятиях неактивной судостроительной отрасли республики.
По самым приблизительным расчетам, для достижения экономического эффекта вложений и укрепления ветроэнергетического рынка в России необходимо не менее 1000 – 1500 МВт ежегодного ввода ветропарков до 2035 года. Для сравнения масштабов отметим, что в 2017 году в мире было введено в строй 53 ГВт ветропарков, суммарная мощность ветропарков в мире составила 540 ГВт.
Темпы развития ветроэнергетической технологии в мире позволяют предсказывать снижение стоимости электроэнергии, производимой ветрогенераторами и среднесрочной перспективой отказа от экономических механизмов поддержки ветроэнергетики в обозримом будущем. Конкурсная модель отбора проектов, напоминающая российскую, которая, к слову, была признана лучшей в мире, становится лидирующей на европейском рынке. На первых конкурсах в Германии по отбору проектов ветроэнергетики уже была достигнута стоимость 22 Евро за 1 МВтчас, что по текущему курсу составляет 1, 54 рубля и эта цифра уже на 0,54 рубля выше средневзвешенной стоимости электроэнергии на российском оптовом рынке, когда как пять лет назад средневзвешенная стоимость 1 КВтч электроэнергии от ветропарков в “заявочной” модели европейского рынка была не ниже 70 Евро за 1 МВтч.
Учитывая множество интересов на рынке, различие масштабов, стратегий и подходов к развитию законодательной поддержки ВИЭ, РАВИ проводит с участием ведущих участников рынка круглый стол по обсуждению перспектив законодательной поддержки ветроэнергетики после 2014 года. Мероприятие пройдет во время Российского Международного Энергетического Форума 27 апреля в 10.00. Участники стола выразят свои позиции по этому остроактуальному вопросу и учитывая запас времени и уровень аудитории, постараются повлиять на перспективы своего бизнеса в ветроэнергетике. Как сказано выше, у участников рынка есть серьезные основания полагать, что развитие ветроэнергетики в России получит продолжение, но без активного участия всех заинтересованных сторон эта уверенность, как и основания, становятся туманными.