Необходимы изменения в регулировании ветроэнергетики в России.

Опубликовано

Поделиться

Ветроэнергетика в России получила серьезный импульс в последнее время. Конкурс отбора проектов 2017 года показал серьезные намерения как государственных компаний, так и зарубежных инвесторов развивать эту энергетическую технологию в России. Главные игроки и инвесторы рынка сегодня : ООО “Фортум – Энергия” – совместная компания АО “Фортум” (член РАВИ) и УК “Роснано”, со своим технологическим партнером – лидером глобального ветроэнергетического рынка компанией Vestas (член РАВИ), АО “ВетроОГК”, управляемая АО “ОТЭК”, дочерней компанией ГК “Росатом”, выбравшим в качестве технологического партнера голландскую компанию Lagerwey и наконец, ПАО «Энел Россия» – дочерняя компания итальянской энергетической компании Enel Spa, выбравшей для своих проектов в России в качестве поставщика оборудования компанию Siemens-Gamesa (член РАВИ) . Все три производителя ветроэнергетического оборудования намерены выполнить законодательные требования локализации производства ветрогенераторов в России (44% в оборудовании с 2019 года) и предлагать своим технологическим партнерам и рынку свои самые современные модели ветрогенераторов. Создавшаяся ситуация, как можно догадываться, создает и конкуренцию на этом рынке, что иллюстрируют события во время конкурса отбора проектов, когда ООО “Фортум – Энергия” снизило для некоторых своих заявок цену более чем на 30%. Нетрудно догадаться, что и ценовые предложения компаний – производителей ветрогенераторов своим инвесторам и другим покупателям также будут различными.

Перспективы изменения и барьеры развития ветроэнергетики в России также стали объектом внимания международных организаций. Недавно всемирная ветроэнергетическая ассоциация опубликовала исследование “Перспективы ветроэнергетического рынка в России”, финансированного Фондом имени Фридриха Эберта и подготовленного Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра великого (СПбПУ) и Российской Ассоциацией Ветроиндустрии (РАВИ).

Если в нормативно-техническом регулировании производства компонентов для ветрогенераторов в первом приближении все как будто ясно – стандарты промышленного производства как в России, так и в других странах в целом аналогичны, то в актах регулирования строительства и эксплуатации ветропарков не все стимулирует их развитие. Нормативно – технологическое регулирование в России создавалось много лет назад и было ориентировано на традиционные технологии производства электроэнергии, поэтому объектами изменений НПА в энергетике и градостроительном законодательстве должны стать исключение избыточных и нецелесообразных требований с точки зрения специфики объектов ВИЭ (скачать pdf):

  • Провести изменение классификации ветропарков как уникальных объектов в Градостроительном кодексе.
  • Ликвидировать требования перевода земель с/х назначения в земли промышленности в Земельном кодексе РФ.
  • Необходимо изменение подхода СО ЕЭС по безопасности ВЭС.
  • Изменение требования резервирования в схеме выдачи мощности при проектировании ВЭС
  • Необходим пересмотр требований коммерческого учета электроэнергии.
  • Необходимо регламентирование сроков первичного и вторичного рассмотрения проекта ВЭС при его согласовании с Сетевой организацией и Системным оператором
  • Изменение подходов сетевых организаций в сторону исполнения закона.
     

Поделиться